Эта серия довольно известна в интернете, но я не могу устоять перед искушением написать о ней. Говард Сочурек, репортёр журнала LIFE, сопровождал Никсона, тогда ещё вице-президента США, во время его поездки в Советский Союз в 1959-м году. Это было самым началом оттепели – и в свете новых дипломатических отношений со Штатами культурные барьеры пошатнулись. Произошло ранее совершенно немыслимое – показ моделей Диор в Москве.
«Тлетворное влияние Запада» проникало в нашу культуру и раньше – после войны в СССР попало довольно много трофейных вещей, журналов, пластинок – и всё это влияло на послевоенных подростков. В 50-х появились «стиляги» – поколение, которое не успело попасть на войну, которое жаждало новой жизни, яркой и цветной.
Из воспоминаний Олега Янковского: «Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло в движение протеста против серости… Наваривали подошвы на башмаки, я уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги, записи на рентгеновской пленке.»
Но до настоящей оттепели было ещё далеко. Со стилягами и модниками боролись – их высмеивали в газетных фельетонах, пропесочивали за внешний вид на комсомольских собраниях, и всё подобное считалось подражанием идеологически чуждому Западу.
А в 1959-м гайки чуть открутили – и в рамках «культурного моста» коллекция Диор была показана в Москве. И хотя номинально показ был открытым, большинство зрителей составили семьи партийных работников, пришедшие по пригласительным. Зато в один из дней модели “вышли в народ” – три модели и фотограф Сочурек прошлись по московским улицам и по ГУМу. Надо сказать, что ГУМ сам по себе уже был местом контрастов: в главный магазин страны приезжали люди со всего Союза, иногда прямо с вокзала – в ГУМ.
Из внутренней инструкции для моделей: “В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде”.
В съёмке явно видны тенденции в рекламной фотографии тех лет: именно тогда естественность и динамичность одержала окончательную победу над студийной статикой. Вплоть до 50-х годов рекламная фэшн-съёмка в большинстве своём сводилась к съёмкам в студии – фотограф тщательно выстраивал свет, модели старательно замирали с невозмутимым выражением лица. Вся «модная» фотография существовала в благородной оправе студийных интерьеров и была довольно далека от повседневности. А в 50-х фотографы начали выводить своих моделей на улицы – и на смену благородной невозмутимости прежних лет пришёл новый стиль, в котором было движение, была открытая эмоция и непосредственность. «Высокая мода» вышла на улицу, фотография моды приблизилась к репортажу.
В этой съёмке у Сочурека, конечно, был большой соблазн сыграть на контрастах – между советскими женщинами в платочках и поношенных пальто – и моделями в платьях от Диор, которые смотрелись на этом фоне совершенными инопланетянками. Что он успешно и сделал.
via