Почему Китай стал главной спортивной державой?

Китай, как и четыре года назад, уверенно возглавляет медальный зачет Олимпийских игр. За счет чего азиаты узурпировали власть в спорте.


Фото: REUTERS

«Если ты талантлив, а твои результаты растут, то долго в обычном интернате не задержишься»

Структура спорта

От скандального дебюта на Играх-1952 в Хельсинки до следующего посещения Китаем Олимпийских игр прошло тридцать два года – Международный олимпийский комитет (МОК) одновременно принял в свои ряды Тайвань, из-за чего китайская делегация демонстративно покинула Финляндию, а следом вообще вышла из МОК.

Возвращение в олимпийскую семью в 1984 году прошло успешно – из бойкотируемого соцстранами Лос-Анджелеса Китай уехал с четвертым местом в медальном зачете и 15 золотыми медалями (6,8% от общего количества комплектов). После сеульской неудачи (5 золотых и только 11-е место) китайцы забирались на четвертое место в Барселоне-1992 и Атланте-1996 – по 16 побед (снова около 6% всего золота).

Четыре года потребовалось для нового скачка – из Сиднея Китай увозил каждое одиннадцатое золото (общее третье место с 28 победами), а из Афин – уже каждое десятое (второе место и 32 золотых медали). Наконец, в благодатном Пекине хозяева собрали рекордный урожай – 51 золото (каждое шестое) и впервые в истории первенствовали в медальном зачете.

Самые золотоносные китайские виды – прыжки в воду, спортивная гимнастика, тяжелая атлетика, стрельба и настольный теннис (больше двадцати олимпийских побед). Чуть поодаль плавание и бадминтон (больше десяти). А хуже всего дела у китайцев обстоят почему-то с велоспортом – ноль в графе золото за всю историю Игр.


Фото: Fotobank/Getty Images/Feng Li

Как и в России, за спорт в Китае отвечает отдельное ведомство – Главное государственное управление физической культуры и спорта. Его директор – 60-летний Лю Пен – инженер, прежде служивший в отделе пропаганды ЦК – одновременно является президентом Олимпийского комитета Китая.

Подготовка профессиональных спортсменов начинается с низшего звена – спортивных интернатов, которыми щедро усеяны провинции Китая (несколько тысяч). Дети там живут круглосуточно: первая половина дня отдана общеобразовательным дисциплинам, вторая – спортивным тренировкам. Разумеется, для попадания в спортшколу нужно пройти отбор – выполнить нормативы, разработанные для каждого вида спорта. В обычных школах спорт тоже не забыт – каждая выбирает профильную дисциплину, которой занимаются дети на уроках физкультутры.

Если ты талантлив, а твои результаты растут, то долго в обычном интернате не задержишься – тебя ждет спортивный центр провинции, культивирующий два-три олимпийских вида спорта. Отбор в такие центры проводится два-три раза в год специалистами, которые объезжают провинциальные школы и просеивают наиболее перспективных. Каждый центр имеет комплексную научно-исследовательскую лабораторию и медико-биологическое отделение, которые контролируют отбор и тренировочный процесс.

Заключительное звено в подготовке спортсменов для высших достижений – элитные столичные спортивные центры, которые и являются национальными сборными Китая. Туда попадают чемпионы провинций, наиболее талантливые спортсмены, демонстрирующие редкие в своем виде спорта достижения.

Партия и идеология

Девиз «Спорт вне политики» давно существует только на бумаге, и в Китае это чувствуется особенно сильно. Активный подъем спорта в стране начался только после двойственного Сиднея-2000, когда недовольство высоких кабинетов вылилось в госпрограмму «Проект 119». 119 – это количество комплектов медалей, которые разыгрываются в плавании, легкой атлетике, парусном спорте, гребле и других видах, которые явно хромали у азиатов (одно золото из 119 в 2000 году). Правительство крепко взялось за этот проект: через год плавание получило новых тренеров, научные технологии и, конечно, дополнительное финансирование, а еще через десять в олимпийском бассейне появилась Е Шивэнь.


Фото: REUTERS/David Gray

* Е Шивэнь Школьный учитель Шивэнь посчитал, что из нее может получиться отличный пловец. После такого первичного отбора представители госструктур, ответственные за спорт, забрали ее из школы и отправили в хостел, где она занималась только плаванием. Всего таких спортучреждений по всему Китаю насчитывается около трех тысяч. Благодаря длине рук и большому объему легких, Шивэнь отдали в плавательный хостел. Она тренировалась по 16 часов в день. От тренировок она отдыхала в тот момент, когда чистила бассейн, в котором занималась.

Там она была известна не под своим настоящим именем, ее звали «Спортсмен номер 137». Каждый день ей говорили о том, что ее судьба – завоевать золотую медаль для своей страны. Из нее делали робота по завоеванию медалей. В детстве ей периодически кололи стероиды, что в итоге приводило к серьезным заболеваниям.

В 11 лет она выиграла крупнейший национальный чемпионат среди юниоров, в 16 стала двукратной олимпийской чемпионкой. Правда, в последние годы Шивэнь тренировалась в Австралии. (Nishantsoni.in).

Китайское правительство совершенно не скупится на спорт и каждый год выделяет различным федерациям около 700 миллионов долларов. Сравнивать с этим российские показатели просто бессмысленно.

Однако присутствие компартии в спорте не ограничивается выделением денег и просмотром результатов Олимпиад – рассказывают, что перед Играми в Лондоне крупнейшим китайским газетам было сказано буквально следующее: «Если вы критикуете нашу систему подготовки спортсменов, вы критикуете весь Китай. Задумывайтесь, прежде чем что-то писать». Критики до сих пор не слышно.

Ожидания руководства страны от спортсменов растут гиперстремительно. Например, тяжелоатлет У Цзинбяо, взявший в Лондоне серебро, в прямом эфире одного из центральных каналов разрыдался и попросил прощения за неудачу.

В ноябре 2011-го больше 100 миллионов китайцев были признаны живущими за чертой бедности – эти люди не зарабатывают даже 1,25 доллара в день. Именно поэтому для Китая спорт уже давно стал главным социальным лифтом и едва ли не единственным мощным источником радости. Вкладывая деньги в спорт, правительство не только выигрывает Олимпиады, но и более-менее контролирует настроения общества.

Тренеры

Нехватку тренерских кадров китайцы решают за счет приглашения иностранных специалистов. По словам людей, поработавших в этой «мясорубке», как только местные понимают, что большему у приезжего не научишься, с ним без сожаления расстаются. Если видного специалиста не удается заманить в Китай, принимается другая стратегия.

Сунь Ян, принесший Китаю первое в истории золото в плавании, сразу после Игр-2008 перебрался в Австралию. С мая 2011 года он начал работать со знаменитым Денисом Коттереллом, что потребовало больших финансовых затрат. Гонорар одного из лучших тренеров составил примерно примерно 1 миллион юаней (156 991 долларов США), на обслуживающий персонал списывали 300 000 юаней (47 098 долларов) в месяц. В общей сложности китайские власти потратили почти 10 миллионов юаней (1,57 миллиона долларов США) на подготовку Сунь Яна.


Фото: REUTERS/Grigory Dukor

Проблемы трудоустройства

Некоторые бывшие спортсмены получают работу в качестве тренеров или чиновников в спортивных ассоциациях. Другие – начинают собственный бизнес по продаже спортивной экипировки или продвижению спортивных центров. Но большинство из «бывших» не имеют даже начального образования и идут продавать овощи, работать на заводах, петь в барах или охранять территории.

Каждый год около 6 тысяч китайских спортсменов завершают карьеру, 40 процентов из них испытывают трудности в поиске работы, система пожизненного обеспечения в Китае больше не применяется. Некоторым обещают работу полицейского, но такие общения чаще всего не выполняются. По оценке China Sports Daily, 80 процентов от общего числа закончивших со спортом сталкиваются не только с проблемами в работе, но и с бедностью и хроническими болезнями вследствие перетренировок.

Призовые

На прошлой неделе китайские СМИ растиражировали жалобы прыгуньи в воду Хэ Цзы. Бонуса, причитающегося ей за золото и серебро Олимпиады-2012, не хватает на покупку квартиры в Пекине или хотя бы в Гуанчжоу. За новую жилплощадь просят около трех миллионов юаней, хотя сама спортсменка от главного управления по делам физкультуры и спорта КНР получит не больше миллиона (500 тысяч гарантировано всем победителям; спортсменам, занявшим места со второго по восьмое, выплатят премии необозначенного размера).

В Китае не сомневаются, что недостающую сумму Хэ Цзы доберет за счет муниципальных стипендий и спонсоров. Например, после августа 2008 года баланс олимпийской чемпионки по тяжелой атлетике Сеси Чэнь пополнился на 3,4 миллиона юаней. От местных рекламодателей она также получила квартиру жилой площадью 130 квадратных метров и Audi Q7. В среднем каждый призер Олимпиады собирает движимого и недвижимого имущества на два миллионов юаней. Кроме того, спортсмены согласно закону, могут быть освобождены от уплаты подоходного налога.

Лос-Анджелес-1984

За первую золотую медаль в истории Сюй Хайфэн получил 9000 юаней. Остальным победителям выплатили столько, сколько и обещали – 6000 юаней.

Сеул-1988

На премию олимпийского чемпиона в размере 15 000 юаней можно было купить 208 упаковок табака, которого незлоупотребляющему курильщику хватит на пять лет и восемь месяцев.

Барселона-1992

Государство увеличило выплаты, и олимпийским чемпионам уже давали 80 000 юаней. Учесть, что средняя цена на билеты той Олимпиады составляла 160 юаней, спортсмен мог оплатить проход не более 500 родственников.

Атланта-1996

Власти не стали нагнетать ажиотаж и оставили прежние премии. Вернувшись домой, олимпийский чемпион на эти деньги мог купить 21 цветной телевизор с 50-сантиметровой диагональю.

Сидней-2000

За золотую медаль давали 150 000 тысяч юаней. В том году обучение в колледже Китая стоило около 4000 юаней в год.

Афины-2004

Впервые ввелись призовые за серебро и бронзу. За первое место выплачивали 200 000 юаней, за второе – 120 000, за третье – 80 000. В тот год огромной популярностью пользовались кондиционеры. На 200 000 юаней можно было организовать поставку 100 устройств.

Пекин-2008

К Играм-2008 китайские власти подошли основательно. За золото уже давали 350 000 юаней, серебро – 210 000, бронзу – 140 000.

Лондон-2012

За 24 года призовые бонусы китайским спортсменам выросли почти в 59 раз. Это не считая подарка от местного фонда, который с 1984 года каждому победителю вручает один килограмм чистого золота, стоимостью около 50 000 долларов.

Авторы:

Оставить комментарий