Некогда Пальмира была цветущим городом Римской империи. Основанный в оазисе в пустыне, город получает свое название из-за растущих вокруг пальм.
Сейчас это небольшая деревушка, все жители которой заняты обслуживанием туристов, большая часть которых ночевать не остается. В деревушке, однако есть все блага цивиллизации: нормальные гостиницы, wi-fi, горячая вода и пиво, продающееся нелегально.
Когда мы приехали в Пальмиру, небо было облачным. После небольшого дождика в пустыне Вади-Рум я уже не удивлялся ничему (мои школьные представления о пустынях были развеены ветрами этих самых пустынь). Надеялся, что облака будут и вечером при хорошем свете, но они исчезли, поэтому несколько дневных кадров. Это Триумфальная арка.
Главная улица римского города была не прямой. На одном повороте и стояла Триумфальная арка. Она была треугольной, так чтобы улица с одной и с другой стороны входили в арку перпендикулярно. Это хитрый прием, придуманный архитектором для визуального спрямления улицы.
Почти вся территория древней Пальмиры доступна в любое время. Однако территория храма бога Бэла на ночь закрывается. За массивные стены попасть можно только днем и только за денюжку. Это развалины построек и галерей вокруг храма.
Тут стоит сделать паузу и дать некоторые пояснения. По преданию, Пальмира была образована царем Соломоном как передовой оплот против нападений арамейских орд на его владения. Навуходоносор, при нашествии на Иерусалим, разорил её, но вскоре, благодаря своему выгодному положению между Средиземным морем, с одной стороны, и долиной Евфрата, с другой, она снова отстроилась и стала пристанищем торговых караванов и складочным местом товаров, шедших с Запада на Восток и обратно. В Пальмире были свои боги, главным из которых был Бэл. Ему был построен большой храм. Когда римляне провозгласили Пальмиру своей колонией, они не стали разрушать имеющиеся храмы полностью. Они просто отождествили Бэла с Юпитером и немного перестроили храм на свой манер.
Остатки храма Бэла.
Центральная улица города начиналась у храма Бэла. Свой первый поворот она делала на Триумфальной арке. Второй раз улица меняла направление через примерно 300 метров. В этом месте был построен тетрапилон. Вот он на фото освещается заходящим солнцем.
Закат на развалинах.
Как это ни странно, но часть развалин подсвечивается ночью. Работали хорошо если 30% прожекторов (по идее должна подсвечиваться вся центральная колоннада), но даже это было хорошей новостью
Триумфальная арка, за ней идет колоннада центральной улицы. Вдали на горе виднеется цитадель, построенная в 16 веке (т.е. уже в исламскую эпоху).
Вид от Триумфальной арки в сторону храма Бэла.
Снова арка
Снова комплекс храма Бэла. Может показаться, что стена довольно сильно разрушена и через нее легко перелезть. Однако в самом низком месте она примерно в 3 человеческих роста, отвесная и с плотно прилегающими друг к другу камнями. Подозреваю, что это уже сейчас постарались арабы, дабы зарабатывать денюжку. Вообще видно, что храм был огромным.
Классический вид – арка и цитадель
В какой-то момент нам с Сережей пришла в голову мысль залезть на какие-то развалины. Нацепив налобные фонарики, мы полезли Вроде успешно Вдали справа виднеются огни современного поселения.
Вид с центральной улицы на рассвете (около 4 утра, холодно, кстати, было) в сторону арки.
На колоннах сверху сохранились выступы. Я сначала думал, что на них держался навес над улицей, спасавший от солнца. Оказалось, что на них стояли бронзовые статуи правителей, военачальников и просто именитых горожан. Бронзу, как водится, стырили и переплавили, а выступы остались. Присмотритесь – они есть и на других фото.
За оазисом встает солнце.
Тут я понял, что надо бежать снимать классический вид в утреннем свете…
Знаете, что самое классное в утренней съемке? Нет ни туристов, ни назойливых верблюдоводов и прочих туристообслуживателей.
Мы ходили по развалинам совершенно одни. Встающее солнце потихоньку поджаривало наши спины, все еще одетые в куртку и термуху (ночью там около +5, а днем выше +30!).
Колоннада центральной улице, ведущая к тетрапилону. Стоит отметить, что в древней Пальмире был водопровод. Остатки керамических труб до сих пор можно увидеть в некоторых местах улицы. Вдоль колоннады располагались постройки ремесленников, бани, отходили боковые улицы.
Вот, например, такая боковая улица. А я стою, кажется, в бане
Тетрапилон. Когда-то внутри колонн по углам стояли статуи.
Храм Бааль-Шамин.
Теперь у нас случается провал во времени, и мы переносимся в вечер того же дня. На самом деле, днем мы досыпали то, чего нам не хватило ночью. Иногда кушали шаурму. Ну и просто бродили по развалинам вдали от туристических групп бабушек из Франции и дедушек из Германии.
Если залезть на гору к цитадели, то можно увидеть следующее. Хорошо просматривается центральная улица, 2 раза меняющая направление. На переднем плане (где заканчивается улица) стоит лагерь Диоклетиана. На заднем плане видна небольшая полоска пальм – это и есть оазис. А дальше – пустыня-пустыня-пустыня.
Вид с другой горы. Справа Триумфальная арка, по центру остатки агоры, за ними – амфитеатр (он немного восстановлен), далее центральная колоннада, оазис и снова пустыня.
Если взглянуть с горы в другую сторону, то… вот такая холмистая каменистая пустыня.
Так устроен мир, что организм рождается, живет и умирает. Жители Пальмиры, естественно, были не исключением. Надо было куда-то девать тела ушедших в мир иной. Для этого за городом строились башенки, в которых хоронили людей. В одной башенке могло быть несколько этажей и на каждом помещалось много гробов. Часто интерьеры башен украшались. Например делался резной потолок.
Очень мало башен сохранилось полностью. Сейчас на этих камнях играют дети.
К закату возвращаемся в город. Это агора.
И снова 100500 колонн. Колонны-колонны-колонны.
Хотелось попробовать снять закатное небо. Ушел максимально далеко, достал телевик
Это цитадель. Я про нее ничего не написал почти. В нее можно подняться и зайти. Но там скучно, а на входе торгуют всяким туристическим барахлом.
На рассвете все же захотелось снять храм Бэла. Пришлось искать, куда можно залезть на стену. Нашли какую-то сторожевую будку, пристроенную к стене. Полезли. На крыше оказалось битое стекло, вцементированное в камни. Но оно уже сточилось – видимо народ лазит. А может ветер с песком делают свое дело.
С другой точки.
Ну и еще один кадр арки.