Дамноен Садуак
Это самый известный плавающий рынок Таиланда, расположенный в провинции Ратчабури, в 80 км к юго-западу от Бангкока.
С раннего утра до полудня здесь туристов очень неплохо кормят горячими сиамскими блюдами, которые местные тётеньки готовят в мини-печках прямо в лодках.
В лабиринтах каналов, вырытых в старое время для интенсификации заготовки овощей и фруктов, без местного всезнающего лодочника легко заблудиться. Час аренды лодки-моторки стоит 8-9 долларов. Вода пахнет довольно скверно, зато тайская еда — вкусная. Правда, платить за нее и сувениры туристам приходится в 2-3 раза дороже, чем в обычном магазине на суше. На рынке Дамноен Садуак в изобилии представлены личи, манго, папайя, ананасы, дыни, дурианы. В глазах рябит.
Тайцы у тайцев на этом рынке ничего не покупают. Его оставили в работе и яркой душной красе сугубо для туристов.
Плавучие рынки Кайранг и Пхунг Хиеп в дельте Меконга
Эти лодочные базары южного Вьетнама расположены в получасе хода на моторке друг от друга, в окрестностях города Кан Тхо. В отличие от Дамноен Садуака, вьетнамские оживленные рынки не ориентированы на туристов. Начиная с 4 часов утра, местные крестьяне реализуют свои урожаи перекупщикам, которые везут их дальше, в семимиллионный Сайгон. Навстречу спекулянтам по Меконгу плывут, не выспавшись, на экзотические рынки очарованные белые фотографы.
Здесь вьетнамцы торгуют овощами, рыбой, фруктами, свиньями и конечно рисом. Распродав продовольствие со своих огородов, крестьяне покупают на вырученные деньги ткани, бытовую мелочевку и бензин для моторок и катеров. Многие тут же и живут, в лодках, неделями, пока не начнутся проливные дожди. Впрочем, и в ливень рынки Кайранг и Пхунг Хиеп не закрываются, потому что у них… нет оград и ворот. Река — общая.
Нативитас и его маримбы
В 1920-е годы в туристических буклетах и газетах появилось словосочетание «Мексиканская Венеция». Так назвали европейцам систему старинных каналов и искусственных островов Сочимилько в 28 километрах от центра Мехико. Здесь, на так называемых чинампас, ацтеки выращивали растительную пищу и цветы для жителей своей столицы. Здесь же, в Нативитас, расположен страшный, зловещий остров Кукол. Теперь несколько обмелевшая доколумбова водная сеть находится под охраной Юнеско, что не мешает мексиканцам на зеленых ее берегах устраивать «маёвки».
Туристов катают на разукрашенных лодочках с музыкантами в шляпах, с гитарами и маримбами. Туристов приветствуют с других лодок торговцы фаст-фудом и сувенирами с местного плавучего рынка. Если вы знаете испанский язык и умеете на нем торговаться, вам предоставят значительную скидку. Для европейцев создана легенда, будто острова чинампас — плавающие. Это неправда. Корни деревьев, высаженных индейцами по краям островов, достигли большой глубины и намертво закрепили плодородные участки, лишив их возможности расплываться.
Базар на реке Барито
Река Барито течет, как живая, по самому зеленому на свете острову Калимантан. С ее берегов родом народ, чей язык больше всех прочих похож на язык жителей Мадагаскара. В отличие от Мадагаскара, на индонезийском участке Борнео и в 21 веке существуют плавучие рынки. Город Бенджармасин с его 630 тысячами обитателей надо как-то чем-то кормить.
Туристов тут немного, ибо больше смотреть в этом жарком и сыром местечке нечего. Крестьяне и частники привозят с верховий не только пищу, но и дрова, уголь, даже золото. Барито — это главная река для разбазаривания природных ресурсов Калимантана.
Рынок Пунда Сайд на Кюрасао
В отличие от четырех выше хваленых рынков, в Пундо Сайд торговля ведется исключительно с воды на сушу. К причалу приходят разноцветные лодки, люди из разноцветных домов в нидерландском стиле выходят покупать.
Так обстоят дела в городе Виллемстад, столице карибских владений Голландии. Флот рыбачьих лодок прибывает к берегам Кюрасао из Венесуэлы и привозит свежайшую живую рыбу и фрукты по привлекательным ценам. Вот такая международная торговля.