Отношение к самоубийцам во все времена было отрицательным. Общество и церковь однозначно высказывало свое отношение к осмелившимся лишить себя жизни. И то, что их не хоронили на общем кладбище, пожалуй, цветочки по сравнению с тем, что происходило в средние века. Жестокие, необъяснимые нравы, вызывающие нервную тошноту были нормой в те времена…
Известный американский историк, профессор Принстонского университета Роберт Дарнтон утверждает: «Для того чтобы понять некоторые события из далекого прошлого, нужно проникнуться духом того времени, понять психологию участников событий». Для него такой момент настал, когда волей случая в руки профессору попал дневник жителя Эдинбурга по имени Роберт Биррел. «Томас Добби утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года, — писал Биррел. — На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице».
В полном недомении Роберт Дарнтон отправился в архив Эдинбурга. Там он нашел документы, в которых подробно описывались надругательства над… трупами. В каталоге архива, относящегося к XVI–XVII векам, Дарнтон обнаружил фолиант под названием «Публичные экзекуции мертвецов». Автор этого труда подробно подсчитывал судебные издержки, связанные с казнями трупов, вплоть до цены веревок для виселицы и хвороста для костра. В «Публичных экзекуциях…» приводилось пять платежных документов, согласно которым различные люди получили деньги за судебный процесс по делу мертвого Томаса Добби и последующую его казнь.
Согласно первой «платежке», чуть больше шиллинга заплатили рабочим, вытащившим утопленника из карьера. Столько же заплатили офицерам, которые ждали на берегу, придавая процедуре официальный характер. Один фунт получили рабочие за то, что они за ноги тащили тело по брусчатке сначала в суд, а потом — на виселицу. Пришлось также раскошелиться на лошадь и повозку, на которой покойника перевозили в здание тюрьмы. Правда, не совсем понятно, из чьего кармана были взяты денежки на финансирование «услуг». Возможно, средства удалось выручить от продажи имущества, оставшегося после смерти горемыки Добби…
В результате офицерам, сопровождавшим мертвеца в тюрьму, а затем на виселицу, была заплачена значительная сумма. Невероятно, но согласно архивным документам, покойника в суде пытали, желая установить, покончил ли он с собой или утонул по неосторожности. Неясно, из каких соображений исходили судьи, однако Томаса Добби приговорили к повешению.
Имущество тех, кто наложил на себя руки, конфисковывали в Шотландии вплоть до XIII века, но узаконено это было только в 1551 году. Закон же о том, что тела самоубийц привлекаются к судебной ответственности, шотландский парламент принял в 1540 году. Правда, как уже говорилось выше, в архиве Эдинбурга нашлось всего пять документов, свидетельствующих о плате тем, кто принимал участие в казни трупов.
Европейцы в XVI веке были необычайно изобретательны, придумывая наказания для мертвецов. Особенно много таких экзекуций проходило в Шотландии с 1598 по 1626 год — обычно в больших городах, таких как Эдинбург. Издевательство над трупами в эпоху Возрождения там считалось законным. И если в Англии и северной Германии, например, самоубийц хоронили с колом, вбитым в спину, то в Шотландии так не поступали, предпочитая расправляться с ними
И как же долго в Европе творились подобные безобразия? Имеются документы, согласно которым над мертвыми телами издевались в Эдинбурге даже в 1670 году. Однако к этому времени взгляд на подобные экзекуции в корне изменился. Применение пыток к трупам признали вне закона. А в XVIII веке итальянский реформатор Чезаре Бонесано отметил, что наказание мертвых влияет на живых не больше, чем избиение статуи. Более того, он заявил, что такие поступки цивилизованных людей делают их похожими на дикарей. Хотя тем, кто жил в эпоху Возрождения, вероятно, казалось, что этим они удерживают своих соотечественников от самоубийств.