В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участке площадью 15,59 квадратных километра, несколько членов «Народного Храма» основали поселение, названное в дальнейшем Джонстаун, по имени главы движения. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями (более 900 человек) переехали в это поселение. В Джонстауне члены «Народного Храма» занимались очисткой и облагораживанием территории, выращиванием сельскохозяйственных культур.
Джим Джонс и его семья …
В посёлке были построены: лесопилка, клуб, детский сад, ясли. Жителям поселка приходилось достаточно много работать (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались. По поводу реальной жизни рядовых членов движения в посёлке существуют разные мнения. За время существования посёлка его посетило множество людей, и оставило преимущественно положительные отзывы о быте обитателей Джонстауна. На магнитофонных записях ежевечерних собраний, которые делал Джонс, слышны шутки, смех, что эти отзывы отчасти подтверждало. Однако, некоторые люди, которым удалось сбежать из поселения, указывали на многочисленные нарушения прав человека в Джонстауне, пытки, суровые телесные наказания за провинности, наркотическую зависимость Джонса и его окружения.
Конгрессмен Лео Райан, под нескончаемым давлением «Озабоченных родственников» (движения, созданного Тимом Стоеном, бывшим ранее адвокатом «Народного Храма» и
Все жители выглядели довольными жизнью и положением, однако за время пребывания в Джонстауне Райану тайно передали сведения о том, что двое членов «Народного Храма» желают покинуть лагерь и отправиться с ним обратно в США. Тогда конгрессмен решил более обстоятельно побеседовать с жителями общины, в результате чего выяснил, что как минимум 16 человек желают покинуть Джонстаун. Известие о том, что ряд членов общины хочет покинуть поселение, разозлило Джонса, но он уступил просьбе желающих уехать.
Во время посадки на самолет один из беженцов Джонстауна достал спрятанное под одеждой ружьё и начал стрелять в пассажиров. Он успел ранить троих, прежде чем его удалось разоружить. В это же время к взлётной полосе подъехал трактор с прицепом, из которого выскочили вооружённые люди и открыли огонь на поражение. Через пять минут эти люди залезли обратно в прицеп, и трактор скрылся. Пять человек: сенатор Лео Райан, трое журналистов и один бывший член коммуны оказались убиты.
В тот же вечер Джим Джонс провел обычное собрание, запись которого также сохранилась и являлась одной из основных улик ФБР в этом деле. Джонс сказал, что конгрессмен убит, что самолет упадёт в джунгли, так как на его борту находится человек, который убьёт пилота; и что теперь, после случившегося, жизнь уже не будет такой как раньше. Он сказал, что теперь их точно не оставят в покое, и единственный выход из ситуации — это совершить «революционный акт самоубийства». Его поддержали многие члены общины.
По указанию Джонса был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком «Flavor Aid», в который добавили смесь цианида и валиума. Первыми напиток дали детям. Джонс убеждал людей, что смерть — это лишь шаг дальше, в следующую жизнь. Объяснил, что не будет ни конвульсий, ни агонии, переход произойдёт безболезненно. Глядя на то, как умирают их дети, взрослые почти не колебались и принимали яд. Официальная версия так же допускает вероятность того, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой.
В итоге, в результате акта коллективного суицида погибло 909 человек, включая 270 детей. Джим Джонс и Энн Мур были обнаружены застреленными. Осталось неясным, были ли это самоубийство или их застрелили. Также позднее в Джорджтауне
Около 80 членов комунны в тот вечер спаслось. Часть из них — это те, кто ушел с конгрессменом, кое-кто не присутствовал на собрании, а часть людей решила не разделять судьбу самоубийц и покинули лагерь утром.
После трагедии поселок Джонстаун на долгое время превратился в город-призрак, в середине 80-х годов был практически полностью разрушен в результате пожара. Земля, на которой находятся руины поселения, никем не используется из-за своей мрачной славы.
Джунгли вернули отданную было под Джонстаун территорию. Но где-то в зарослях кустарника сохранилась дощечка, прибитая Джонсом над своим алтарем.
На ней он написал слова философа Джорджа Сантаяны. Вот эти слова: