Мастера мировой живописи во все времена любили писать обнаженную женскую натуру.
Больше всего живописной обнаженки подарило нам, конечно, Возрождение, когда мастера возвращались к античным канонам искусства и отдавали дань греческой цивилизации, воспевавшей красоту нагих как женщин, так и мужчин. И по следам мастеров Ренессанса пошли уже все художники всех направлений.
На взгляд современного зрителя, в живописной обнаженке маловато разнообразия: в основном красавицы разной степени пухлости возлежат на постелях и олицетворяют собой древнюю мифологию или какие-то социальные слои из времени, в котором жил художник. В сторону от традиций отходили и отходят немногие: где ж еще лежать-то без одежды?
В этом материале ню-шедевры мировых живописцев.
Амедео Модильяни
Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Картины Модильяни, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.
Лё гран ню, 1919
Сидящая обнажённая, 1916
Питер Пауль Рубенс
Рубенс был великолепным портретистом, писал пейзажи и картины на религиозные темы, основал стиль барокко, но широкая общественность лучше всего знает Рубенса по изображениям обнаженных женщин и мужчин мягко говоря не астенического телосложения.
Союз земли и воды, 1618
Три грации, 1639
Эгон Шиле
Живопись и графика Эгона Шиле – нервная, изощренная, драматичная и очень сексуальная. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям, и многие его произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».
Обнаженная на коленях, 1917
Лежащая женщина, 1917
Пьер-Огюст Ренуар
Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. Обнаженная натура была одним из любимых жанров Ренуара.
Обнаженная в солнечном свете, 1876
Впервые показанная на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, где получила очень резкие отзывы критиков: «Внушите господину Ренуару, что женское тело — это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!»
Большие купальщицы, 1887
А эта картина ознаменовала переход Ренуара от чистого импрессионизма в сторону классицизма и энгризма. «Большие купальщицы» выполнена более четкими линиями, более холодными цветами, и при написании этой картины Ренуар впервые использовал эскизы и наброски.
Франсиско Гойя «Маха обнаженная», примерно 1800
Не все знают, что Маха – это вовсе не имя, а название для испанских простонародных горожанок 18-19 века.
Маха, образ которой сложился в Андалузии, со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. Из-за романтизма, живописности, сильного национального акцента и бурной страсти.
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».
Обнаженная грудь на картине не просто так. Она символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Эдуар Мане «Олимпия», 1863
На Парижском салоне 1865 года картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. Современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской.
Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно. Какие люди были нервные в те времена.
Густав Климт «Даная», 1908
Все детали, относящиеся к мифологическому сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения золотым дождем, в который превратился Зевс. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность.
Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности – это самопоглощенное вожделение.