В 1937 году Сергею Эйзенштейну поступило предложение от директора “Мосфильма” создать историческую картину. На выбор режиссеру было предложено два утвержденных сценария: “Минин и Пожарский” Виктора Шкловского и “Александр Невский” Петра Павленко.
Оба заказа делались в рамках “оборонного (мотивационного) кино”. Всем было ясно, что надвигается война, и руководство страны приняло решение делать мотивационные фильмы, показывающие славу русского оружия и поднимающие дух народа
Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, “Минина и Пожарского”, все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! “Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать “Александра Невского”. Как я сделаю, так оно и будет”.
Когда фильм “Александр Невский” вышел на экраны, он моментально обрёл широкую популярность. Его многократно цитировали, его костюмы брали за образец костюмеры всего мира, а приемы, которые применялись при съемках (параллельный монтаж, быстрая смена планов и другие находки), используются и по сей день, в век компьютерных технологий. Так, например, одна из батальных сцен фильма “Александр Невский” полностью была реконструирована в одной из частей фильма “Властелин колец”.
Фильм основан на исторических событиях XIII века (1242 год) и включает в себя двенадцать эпизодов, объединённых двумя взаимосвязанными сюжетными линиями: соперничество двух богатырей за любовь девушки и борьба русского народа с Тевтонским орденом.
Модели костюмов для фильма создавали Надежда Ламанова и Надежда Макаровa (племянница Ламановой)
Костюмы невоенные они делали в очень таких билибинских традициях, при этом сейчас фильм существует в цветном / раскрашенном варианте, но он снимался как черно-белый, и художественно просто поражает красивейшими сценами на черно-белых контрастах. Может быть из-за этого, когда фильм раскрашивали, то побоялись слишком ярких красок, которые могли бы испортить эти потрясающие черно-белые сцены, и палитру использовали ну очень бледную. Тем не менее, если представить эти костюмы яркими, то сразу виден Мир искусства и билибинское наследие
Николай Охлопков — Василий Буслай. Валентина Ивашёва — Ольга, новгородская девушка. Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
Николай Охлопков — Василий Буслай. Андрей Абрикосов — Гаврило Олексич
Никита Лянь-Кунь — Хубилай и Николай Черкасов — князь Александр Ярославич Невский. Хубилай (1215 — 1294) был ханом и основателем монгольского государства Юань, в состав которого входил Китай, поэтому никак не мог разъезжать в кибитке по новгородской земле. Но будем считать, что это другой Хубилай – писарь/чиновник из Китая. Художник так видит, а образ получился шикарнейший. И актер потрясающе своего героя изобразил.
Hе знаю, как сильно Надежда Ламанова и Надежда Макаровa участвовали в создании костюмов и доспехов для Ледового побоища.
Николай Черкасов в роли Александра Невского. Это картинка не из цветного фильма, а кто-то сам лично раскрасил Обратите внимание, что на шее у Александра висят княжеские бармы – символ княжеской власти. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная, что-то типа короны или скипетра для князей в те времена.
Сам съёмочный процесс был очень масштабным и трудоёмким, при этом времени на съёмки было отведено предельно мало – всего 198 съемочных дней. Учитывая сжатые сроки, центральные сцены фильма, такие как Ледовое побоище, например, пришлось снимать весной и летом.
Рисунок из статьи Эйзенштейна “Вертикальный монтаж” (1940). Первая часть схемы (1-8) — из сцены перед битвой
Найти прочный лёд, да ещё и достаточной площади, в это время года не представлялось возможным. Тогда было принято решение ключевую сцену сражения снимать во дворе Мосфильма, где построили огромную декорацию. Для этого был вырублен и выкорчеван вишнёвый сад, землю разровняли и положили асфальт, который посыпали нафталином с мелом, опилками, солью, добавили много белой краски и залили жидким стеклом. Также для съемок использовали деревянные “льдины”, окрашенные в белый цвет. Получилась довольно достоверная имитация льда.
Кадр из фильма
Ассистентам, декораторам, костюмерам пришлось проявить верх изобретательности, однако не везде удалось скрыть фальшивую фактуру материала, что можно заметить в сценах боя.
Как отмечал сам режиссёр, на стилистику фильма повлияли оперы “Жизнь за царя” М. И. Глинки и “Садко” Н. А. Римского-Корсакова. Во многих местах очевидно также влияние эпоса “Слово о полку Игореве”, экранизировать который режиссёр предлагал “Мосфильму»” перед этим. Виктор Шкловский указывает влияние на схему битвы у сценариста Павленко романа “Крестоносцы” Генрика Сенкевича.
Картина Г. И. Угрюмова. “Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами” (1793). Одно из редчайших изображений по рассматриваемому сюжету. Стилистически с фильмом ничего общего и вообще какие-то нерусские люди на картине
События фильма в “русских” сценах тщательно оформлялись старинными атрибутами, предметами интерьера и соответствующими декорациями.
Несмотря на смелое заявление “Как я сделаю, так оно и будет”, к историческому аспекту будущей картины создатели подошли очень серьезно: Старинные атрибуты и предметы интерьера создавались максимально точно к тому, что историкам в то время было известно о тех далеких временах.
Из “Хроники Ливонии” – манускрипта Генриха Латвийского – создатели фильма взяли факт о католическом монахе, который во время битвы играл на портативном органе. Специально для фильма изготовили точную копию средневекового инструмента, который даже работал, и удивительная историческая деталь вошла в киноленту.
Наум Рогожин — “чёрный монах”
Эйзенштейн достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением доспехов Александра Невского.
Для большей достоверности кроме исторических доспехов в костюмерных мастерских “Мосфильма” нашили и исторические шубы с тулупами. Актерам приходилось мучиться в тяжелых и теплых костюмах, ведь лето 1938 года в Москве выдалось по-настоящему жарким.
Жара на съемках Ледового побоища в 1938 году
Сергей Эйзенштейн на съемках фильма “Александр Невский”
Кстати, железные доспехи были вовсе не бутафорией. Их сделали максимально похожими на старинные, поэтому весили они примерно столько же и точно так же нагревались на солнце. Артисты обжигались о раскаленный металл, а от шлемов на лбах оставались красные отметины. Грим также приходилось постоянно поправлять, под палящими лучами он мгновенно начинал “течь”.
Прежде чем я перейду к части поста, написанной мною лично, запощу мнение про художественные образы этого фильма, с которым я абсолютно согласна.
“Гениальное воображение Эйзенштейна создает поразительно странный, ни на что не похожий мир, с ног до головы или закованный в железо, или закутанный в черную сутану.
Эти шлемы сановных рыцарей, увенчанные когтистой лапой стервятника, или рукой, словно вытянутой в нацистском приветствии. Эти металлические полукаски-полуколпаки у рядовых крестоносцев.
Своей завораживающей, устрашающей силой все эти одеяния были в чем-то схожи с формой “СС”, ее молниями и черепами на знаках отличия. С черными металлическими крестами, какими награждались фашисты за боевые заслуги.
А эта коротконогая “чудь”, то выбегающая из-за огромных щитов, то укрывающаяся за ними.
А этот походный орган и латинские песнопения, должные вдохновить своих рыцарей и устрашить русского противника…
И музыка, то тяжко вздыхающая, то металлически взвизгивающая, подчеркивающая садизм немецких ворогов и драму, обещанную русскому народу иноземным нашествием. Именно эти эпизоды вдохновили Сергея Прокофьева на создание ряда поразительных музыкальных кусков.
Создавая картину, Эйзенштейн мог сомневаться в чем угодно, кроме того, что готовит свой фильм к войне.”
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда
Ну а теперь от меня лично. Про историческую достоверность и художественную гениальность
Начнем с красивого шлема
Прототипом для шлема Александра Невского в фильме стал знаменитый шлем его отца Ярослава Всеволодовича, который сейчас хранится в Московской Оружейной палате
Реконструкция шлема Ярослава Всеволодовича, история шлема под катом
[Шлем Ярослава Всеволодовича]
А вот дальше у нас пойдут ляпы. Не то,чтобы я специалист в средневековом оружии, нет, конечно, но у меня были посты на данные конкретные темы
Справа у нас Андрей Абрикосов в роли Гаврило Олексича и с нормальным русским шлемом на голове А вот cлева к шлему Александра добавили зачем-то скандинавские наглазники. Жертвой норманнской теории оказался консультирующий фильм историк
Про известные на 2022 год шлемы викингов ака шлемы норманнские у меня вот тут было О нерогатых викингах
Дело в том, что современная реставрация шлема Ярослава Всеволодовича была проведена только в 2021 году, когда он и получил свой сегодняшний вид как на картинке. До этого он был отреставрирован слегка неправильно, как минимум по ширине и в прорисовке Ф. Г. Солнцева реконструкция полумаски была неверна.
В XIX веке господствовала норманнская теория, поэтому данный шлем рaссматривали в качестве норманнского, сделанного для узкой норманнской головы, а у русских черепа шире были (по циркулю Гитлера на арийцев не тянули, видимо), поэтому русские шлемы были более широкие и округлые. Ну и русские шлемы не имели полумасок на лице, а сверху имели заострение – наконечник, которого у норманнов не было. В общем, сейчас считается, что русские шлемы пришли с Востока, а не с Балтики, хотя и было некое взаимодействие и пересечение культур на торговых путях, плюс сами варяги из скандинавов -норманнов на русскую службу могли со своими собственными шлемами наниматься, но это было сильно задолго до Александра Невского.
При Александре Невском варяги и викинги уже давным давно тю-тю (эпоха викингов закончилась в 1066 году), а на Балтике начала формироваться Ганза (в 1226 году Гамбург открыл торговую контору в Лондоне, а в 1241 году на основе договора объединился с Любеком) , крышей которых тевтонские и ливонские рыцари в последующем и стали, осуществляя военную экспансию на восток.
Вот эти вот очки-наглазники на шлеме, более того, надеваемые как дополнительный элемент, а не являющиеся частью самого шлема, меня лично чем-то ужасно раздражают. Пожалуй, это единственное художественное решение, которое выглядит ну… неприятно
Николай Черкасов (князь Александр Ярославич Невский) на поле боя с бармой (ожерельем) на шее
Следующей очень странной ошибкой в фильме является ношение на поле боя барм, причем не только князем, у которого бармы могли быть в качестве символа власти типа короны или скипетра, но на поле боя никак не носимых, но и воеводой, которому эти бармы были просто по статусу не положены
Про бармы у меня было вот тут Бармы и оплечье
Княжеские бармы были символом княжеской власти, изображались на них религиозные сюжеты и обозначали они, что у данного князя власть от Бога, не самозванец он. В битвы и походы подобное не надевали. Во-первых, мешает воевать, а во-вторых, вещь очень дорогая и статусная. Перед большой битвой с непонятным исходом бармы вообще в кладах закапывали на всякий случай, чтобы врагу не досталось. Именно в кладах их археологи и откапывали
Сергей Блинников в роли Твердило (Твердилы), псковского воеводы, предателя
А уж воеводе вообще никакие бармы положены не были, они у него могли появиться только, если он их украл или убил и ограбил кого. Причем все бы при взгляде на эти бармы знали, что воевода – самозванец и, возможно, вор или убийца
Впрочем, возможно, что эти бармы имели для Эйзенштейна какое-то символическое значение и он специально создал такой неисторический художественый образ. Лично я смысл наличия барм при доспехах не совсем понимаю Но с художественной точки зрения… сразу видно с этии бармами – большой начальник перед нами
Ну а теперь перейдем к тевтонско-ливонским захватчикам (Ливонский орден был частью Тевтонского, базировался не в Германии, а в Прибалтике, и занимался исключительно восточным направлением – Новгородом, Псковом и Литвой)
Напомню, что в 1240-1242 годах происходили события под названием Ливонские походы на Русь, они же Крестовые походы на Русь
Не знаю, надо ли объяснять, что такое Крестовый поход и что это означает
Лев Фенин — епископ
Епископом, инициировавшим поход Ливонского ордена на псковские и новгородские земли, был Герман Буксгевден, епископ Дорпата (современный Тарту). Как он выглядел, неизвестно, но у него был брат – Альберт фон Буксгевден, он же Альберт фон Апельдерн, епископ Риги. Поскольку считается, что он Ригу в 1201 году и основал, Рижский Домский собор украшен его скульптурой. Уже от чего-то можно в образе ливонского епископа отталкиваться
Альберт Рижский. Рижский Домский собор
Известно, что в Ледовом побоище среди прочих ливонско-тевтонских войск и их союзников принимало участие личное ополчение епископа Германа Буксгевдена.
Обратите внимание, как в фильме сделана шапка епископа, узор явно похож на свастику, на скульптуре (брата) такого нет
Лев Фенин — епископ
Очень интересное визуальное решение, показывающее параллель между немцами времен Тевтонского ордена и немцами времен Второй мировой войны
Помимо обычных рыцарей в горшковых шлемах в кадрах Ледового побоища несколько раз появляются шлемы вот такого вида, очень похожие на немецкие каски, но с “хищным клювом”.
Кадр из фильма
А дальше у нас появляется пять рыцарей, включая магистра, которые на битву заявились как на рыцарский турнир, не в простых шлемах, а в специально украшенных. Более того, во время битвы именно турнир своего рода и происходит – схватка между магистром и Александром, во время которой Александр побеждает и отрубает магистру рог.
Кадр из фильма
Вчера я сделала отдельный пост О рогатых тевтонцах, чтобы тут слишком много текста не было, так что про геральдические кожаные насадки для турниров и их возможные исторические корни все должно быть понятно
Кадр из фильма
Xотя эти образы не соответствуют исторической действительности, вычурно-рогатые шлемы в фильме появились не случайно, в них заложен очень глубокий смысл.
Владимир Ершов — магистр Тевтонского ордена (Андреас фон Фельфен)
Андреас фон Фельфен был не магистром, a ландмейстером Тевтонского ордена в Ливонии, то есть начальником рангом пониже. Он был активнейшим участником так называемого Ливонского Крестового похода (1240 – 1242), вроде как принимал участие в переговорах и ездил с посольством в Новгород, но не доказано В 1242 году он командовал ливонскими рыцарями во время Ледового побоища, но сам не сражался, поручив руководство комтурам. Есть вот такое изображение данного персонажа
Фрагмент картины “Крещение короля Миндовга”. Неизвестный художник. Литовский художественный музей
Крестил короля Андреас фон Фельфен, выглядит он как типичный священник, но известно, что до своего вступления в должность ливонского ландмейстера Андреас фон Фельфен был комтуром (командором) Риги, то есть рыцарем-воином.
В фильме Андреас фон Фельфен изображен в шлеме с бычьими рогами, а его соратники в шлемах с турнирными геральдическими нашлемниками
Кадр из фильма “Александр Невский”
Этими нашлемниками, как мне кажется, Эйзенштейн насмехался в фильме над символами нацистской Германии. Один нашлемник, например, выглядит как птичьи когти, похожие на немецкого орла (на картинке немного выше рядом с магистром крупным планом лапу хорошо видно), а нашлемник, который на фото слева, – это вообще поднятая рука, Во время битвы этого рыцаря показывают сражающимся крупным планом, и рука на шлеме машет и машет в нацистском приветствии, пока не падает на землю вместе с хозяином
Ну и последний шикарнейший образ. Не уверена, что это исторически правильно и что такие кольчужные “вуали” вообще существовали.
Сергей Блинников — Твердило (Твердила), псковский воевода.
Поскольку этот герой предатель, перешедший на сторону Тевтонского ордена, он свое лицо вот таким образом прячет
Сергей Эйзенштейн был великим художником. Одной деталью и так хорошо донести смысл и сущность. Браво, маэстро!
(с)