Вернер Бокельберг – один из крупнейших немецких фотожурналистов 1960-70-х годов. Сальвадор Дали за столом, Роми Шнайдер на ковре, полураздетая Уши Обермайер, Пикассо в Сен-Тропе – в его объективе создавались культовые портреты знаменитостей. Чёрно-белые фотографии изящных дам, снятых со спины для John Player Special Calendar, висели на стене у тех, кто не мог раздобыть календарь Pirelli. Работы Бокельберга для многих стали новаторскими и вдохновляющими. Созданные им образы вышли за рамки модных тенденций и остаются неподвластной времени классикой.
Вернер Бокельберг (Werner Bokelberg) родился в Бремене в 1937 году. В юности мечтал об актёрской карьере, но нашёл свою настоящую страсть: фотографию. Известен чёрно-белыми редакционными и рекламными снимками. Все свои фотографии делал с фундаментальным убеждением: «Каждый глаз формирует собственную красоту… Красота развивается во время акта зрительного восприятия, когда человек смотрит на неё, и это нечто, не стеснённое временем или перспективой».
В 1965 году фотограф Вернер Бокельберг и журналист Вальтер Герман Шюнеманн посетили обитель Сальвадора Дали на испанском побережье Коста-Брава с целью сделать серию портретов для журнала Stern. Сюрреалист пригласил их при условии, что те привезут с собой красивую блондинку, «чтобы разжечь его магию». Бокельберг выбрал модель Лотти Тарп. Визит превратился в восьмидневный проект. Дали использовал модель в качестве источника вдохновения и разворачивал вокруг неё сюрреалистические сцены, которые Бокельберг был рад запечатлеть.
«Он был не таким сумасшедшим, как обычно думают, – вспоминает фотограф встречу с Дали. – Я имею в виду, что его безумие было не тем, что обычно называют безумием: это была его природа, его сущность, инструменты, которые он использовал для создания своих произведений. Должен сказать, он был очень профессионален».
Результатом того фотографического приключения стала фотокнига «Da Da Dali». Художник сам отредактировал многие снимки и превратил их в фотоколлажи. Первый выпуск увидел мир в 1966 году и до повторного издания, приуроченного к 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали, найти экземпляр было практически невозможно.
Последние годы Бокельберг увлечён коллекционированием старинных фотографий и открыток. Его даже называют «трюфельной свиньёй музеев». Свои «сокровища» фотограф скупает в парижских магазинах и мастерских, а также у владельцев фотокарточек начала двадцатого века. То, что происходит с фотографией сегодня, Бокельберг считает безобразным. Его расстраивают миллионов новых фотографий в Instagram каждый день, но он утешается мыслью, что никто не выдержит этого в долгосрочной перспективе. «Всё это однажды придёт к концу, – пророчествует Бокельберг. – Внезапно. Будто кто-то вытащил вилку из розетки».
К своим достижениям он тоже критичен. По словам автора, лишь пять его фотографий, можно сказать, пережили своё время. Среди них портреты Пикассо, Дали, Уши Обермайер и Роми Шнайдер.