На антресолях старой квартиры не один десяток лет лежало сокровище. Ему стукнуло или вот-вот стукнет тридцатник. Нашлось неожиданно, когда на долгие годы о нем и думать забыли. Все это время пару портсигаров в темном углу укрывала мягкая пыль доцифровой эпохи. Внутри — то самое сокровище, за которое 30 лет назад не грех было вернуться домой с расквашенным носом. Сотни вкладышей от жвачек! Мечта школьников, которые не знали, что такое смартфон и интернет. Это будет ностальгическая статья о нехитром богатстве детей 1990-х.
Turbo
Жвачка долгое время оставалась для постсоветской детворы единственным доступным лакомством из-за границы. По большому счету всем было плевать на вкус резинки. Да пусть хоть битум на зубах, ведь жвачка — лишь одна сторона медали. Вторая и куда более приятная — вкладыш. Томительное ожидание сюрприза как простейшая маркетинговая уловка прекрасно срабатывала на детях, закаленных макаронными запеканками и манкой с комками.
Жвачке Turbo от турецкой компании Kent повезло быть в числе абсолютных и безусловных любимчиков. Потому что мальчишеские сердца проще всего завоевать машинками. А так как автомобилей в начале 1990-х практически ни у кого не было (если только ваш папа не чиновник горсовета, а мама не продавщица в ЦУМе), то успех такой тематики среди ребятни был гарантирован. Не исключено, что Денис Логунович все знает о машинах в первую очередь благодаря фантикам Turbo.
Вкладыши гарантировали не только эстетическое удовольствие от созерцания неведомого авто, но и утоление жажды крайне важных знаний. Крутость тачки определялась объемом двигателя, лошадиными силами и максимально возможной скоростью. Потому что именно эта информация всегда красовалась на фантиках.
Впрочем, на некоторых бумажках не было ни скорости, ни мощности. Обычно такое случалось с картинками прототипов. В таком случае оставалось открывать рот от осознания крутости скорого будущего. А еще были классические модели, мотоциклы и самолеты, вкладыши с которыми ценились поменьше.
Удивительно, но, если верить Википедии, Turbo оставалась популярной жвачкой до 2008 года. Более того, с середины 1990-х ее активно подделывали все кому не лень. В конце концов турецкую компанию Kent купила британская Cadbury, а производство оригинальной резинки постепенно сошло на нет. Поговаривают, что сегодня кое-где еще можно встретить Turbo, но это уже совсем не то, что было 20—30 лет назад.
Оказывается, фантики с машинками имеют коллекционную ценность. Особенно если речь о первых выпусках — за каждый вкладыш под номером от 1 до 50 ценители дают по $100, а то и больше! Они и правда чрезвычайно редкие, потому что выходили еще в 1980-х. Мои картинки начинаются от 160-го номера (это как раз 1990 год) и заканчиваются на номере 330.
Final
Вкладышей на футбольную тематику сохранилось не так много, как в случае с Turbo. И все же Final тоже была одной из любимых жвачек начала 1990-х. Наверное, именно так и произошло мое сознательное знакомство с миром большого футбола. Можно было смотреть еще черно-белый телик и весело визжать, когда комментатор называл имя Марко Ван Бастена — вот же он у меня в цветном виде в портсигаре лежит! И Лотар Маттеус был лучшим футболистом прежде всего потому, что недавно жвачка именно с его фоткой была пережевана в третий раз.
Насколько помню, фантики с отдельными футболистами ценились немного больше, чем с командными фото. Но до популярности Turbo все равно было далеко. Свою роль сыграла и кривая резка вкладышей — у многих слева был оттяпан кусок, а справа проглядывала часть следующего изображения.
Производила жвачку турецкая компания Ülker, которая здравствует и поныне, да еще остается спонсором футбольного клуба «Галатасарай».
Тематически схожей была жвачка CUP 94. Выходила она уже после Final и покупалась как ее наследница. Здесь были более подробные пояснительные подписи, к тому же на разных языках, включая русский. Выглядело это примерно так: «Джон Йенсен (имеется в виду Йон Йенсен. — Прим. Onliner), датчанин, 27 годищен, игрое полузащитник в Арсенал».
TipiTip
Эту резинку выпускала все та же турецкая Kent, что завалила нас Turbo. Субъективно, TipiTip ближе других подошла к такому эфемерному понятию, как идеальная жвачка. Яркие цвета обертки, классное соотношение длины, ширины и толщины, не сильно мягкая, но и не разделяющаяся во рту на отдельные волокна. Ты только видел TipiTip, и сразу хотелось ее жевать.
Само собой, без крутых фантиков никакого успеха резинке не видать. Не зная турецкого, мы вообще не понимали, что там за комиксы. Но детям и не надо было знать турецкий — по картинкам понятно, что это история про смешного парня с длинным носом, который попадает в забавные ситуации.
Парня, как оказалось, придумал турецкий художник, а жвачка выпускалась аж с 1970-х годов. До нас она, правда, дошла, как и большинство остальных резинок, в самом начала 1990-х. Потом довольно быстро куда-то пропала и вроде как в дальнейшем изредка возрождалась только в виде подделки. Говорят, реплику TipiTip сегодня можно легко встретить в Украине.
Donald
О, это была первая зарубежная жвачка, которая мигом уделала унылые советские кофейные да апельсиновые резинки. Появилась где-то в конце 1980-х и моментально стала объектом вожделения для миллионов школьников и детсадовцев.
Коммерческие ларьки еще не открылись, поэтому за «Дональдом» приходилось шагать на Комаровку. Там жвачку из-под полы продавали счастливчики, которые могли себе позволить съездить в Польшу и вернуться с заморскими диковинками. Сначала жвачка продавалась блоками в целлофановой упаковке то ли по 8, то ли по 10 штук. Заполучить такое было пределом детских мечтаний. Даже круче, чем мультики «Чип и Дейл» с «Утиными историями» вечером в воскресенье!
Donald — лучшая в мире жвачка, так и знайте. Да, потом были Turbo, TipiTip и прочее турецкое добро, но с «Дональдом» ничто не сравнится. Не в последнюю очередь потому, что она первая. Однако и качество было отменным. Прикол в том, что это была даже не турецкая резинка!
Тогда всем было плевать на происхождение жвачки, а ведь она родом из Голландии. Выпускалась аж с 1960-х годов, причем по лицензии Disney. В умирающий СССР мистер Donald добрался на закате своей долгой жизни. У нас он только-только появился, но уже в 1990 году выпускать жвачку перестали. Производитель попробовал себя в новом формате жевательных драже, но это ему не помогло. Потом была попытка перевыпустить «Дональда» в классическом виде, но было поздно — вскоре компания обанкротилась. Как и многие другие жвачки, Donald иногда выходил из сумрака в виде китайских копий. Но это было уже совсем не то.
Зато даже с позиции сегодняшнего дня качество отрисовки фантиков у этой жвачки на высоте. В отличие от более позднего TipiTip здесь вообще не было текста, сюжет и композиция строились только на визуале. Да, в большинстве случаев это совсем наивные истории, но тогда вместе со жвачкой ты фактически получал свой персональный мультик, яркий и увлекательный.
OtoMoto, BomBibom
Автомобильная тематика в жевательных резинках была, пожалуй, самой популярной. В какой-то момент конкуренцию Turbo пыталась составить OtoMoto (что интересно, от той же турецкой Kent).
Принцип тот же — картинка автомобиля с указанием объема двигателя, мощности и максимальной скорости. Фантики, правда, были поменьше и выглядели не так премиально, что ли. Забавно, но сама жвачка, по-моему, была вкуснее и/или не так быстро теряла вкус, как Turbo. Однако по оформлению вкладыша заметно проигрывала, а потому всерьез не воспринималась.
Конкуренцию Kent пыталась составить опять же турецкая Baycan. Их BomBibom тоже специализировалась на тачках. Но фантики были так себе. В случае с BomBibom на первое место вышла консистенция резинки — она была мягкая, с дынным и шоколадным вкусом (наверняка были и другие, но эти запомнились прежде всего).
А вот что за жвачка Parasfou — совсем не помню, да и интернет о ней почти ничего не знает. Там тоже машинки, качественная полиграфия, но никакой информации об автомобиле, кроме марки.
Love is…
Классика, живая поныне. Не плоские, а квадратные, да еще с двойным вкусом (например, шоколад и дыня) и милыми зарисовками на тему любви. Жвачка была очень раскрученной. Международная направленность видна с первых же выпусков, в которых турецкие надписи дублировались на английском. А где-то с 1993 года добавилась русскоязычная версия. Именно благодаря им миллионы девчонок и мальчишек узнали, что любовь — это «не замечать морщин у ее глаз», «пропустить половину фильма в поисках ее туфельки» и так далее.
Первые рисунки из серии «Любовь — это…» сделала новозеландская художница еще в 1960-х годах. Она рисовала мальчика и девочку на бумажных салфетках, писала о разных проявлениях любви и дарила рисунки своему мужу. Несколько лет она продолжала рисовать в шутку, но так как не считала себя достаточно талантливой, попросила помощи у британского художника Билла Эспри.
Под конец 1980-х кто-то в Турции заметил рисунки Билла и стал использовать их в жвачке. Согласно легенде британец только в 2008 году узнал, что его работы невероятно популярны в качестве вкладышей Love is… Сегодня все юридические разногласия улажены и Эспри уже официально продолжает придумывать простенькие сюжеты о любви для жевательной резинки.
Пожалуй, Love is… единственная из «фантичных» жвачек с успехом пережила 1990-е. Производство резинки остановили в конце века, но лет десять назад возобновили на тех же фабриках. Детище турецкой компании Dandy (никакого отношения к игровым приставкам Dendy она не имела) можно купить даже сегодня. Вкусы и консистенция вроде как те же.
Экзотика
Выше перечислены самые популярные в начале 1990-х жвачки. Но резинок ведь было бесконечное множество! Большинство, разумеется, известные турецкие, но встречались и крайне экзотические экземпляры.
Вот, например, какие-то картонные вкладыши. С одной стороны — некие анимешные персонажи, а с другой — игральные карты.
А вот «доллары-марочки». Настоящие тогда мало у кого были, зато малышня могла щеголять 5-баксовыми фантиками. Там же использовалась позднее набравшая популярность маркетинговая стратегия типа «собери 1000 долларов и получи майку».
В картонной обертке скрывалась отвратительная на вкус жвачка. Но какая разница, если в то время как раз будоражили умы «Черепашки ниндзя»?
«Том и Джерри» с арабской вязью, какие-то куклы, аниме и военная техника в жвачке Lazer, Шварценеггер и переводные картинки (никто не мочил руку под краном, хватало слюны)… Подумать только, сколько гадости пришлось пережевать, чтобы насобирать все это! Но что поделать — такими были комиксы в наших 1990-х.
©