Начало холодной войны привело к тому, что коммунистов стали искать в правительстве Рузвельта и Трумэна, затем охота на красных ведьм докатилась и до Голливуда.
В октябре 1947 года Комитет Палаты антиамериканской деятельности (HUAC) созвал заседание в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы расследовать подрывную деятельность в индустрии развлечений, были вызваны в суд более сорока сценаристов, режиссеров и продюсеров Голливуда. Большинство из них были готовы ответить на центральный вопрос комитета: «Вы сейчас или когда-либо были членом коммунистической партии?»
Но десять человек отказались давать показания, ссылаясь на первую поправку к американской конституции. Все они были обвинены в «неуважении к Конгрессу» и были осуждены к году федеральной тюрьмы и к штрафу в 1000 долларов.
«Голливудская десятка» в ноябре 1947 года, в ожидании снятия дактилоскопии, в офисе американского маршала, после отказа давать показания. Передний ряд (слева направо): Герберт Биберман, адвокаты Мартин Поппер и Роберт У. Кенни, Элберт Малц, Лестер Коул. Средний ряд: Долтон Трамбо, Джон Говард Лоусон, Алва Бесси, Сэмуел Орниц. Задний ряд: Ринг Ларднер младший, Эдуард Дмитрик, Адриан Скотт.
Далтон Трамбо
Трамбо родился в Монтроуз, Колорадо. Во время учёбы в школе работал в местной газете репортером, освещая деятельность различных гражданских организаций, включая школы и суды. В Университете Колорадо он продолжает заниматься журналистикой. Свою профессиональную карьеру начал с сотрудничества с журналом Vogue.
Работать в кинематографе Далтон Трамбо начал в 1936 году, но уже в начале 1940-х он был одним из ведущих и высокооплачиваемых авторов Голливуда, и даже успел отметиться номинацией на премию «Оскар» в 1940 году. Антивоенный роман Трамбо «Джонни взял ружьё» выиграл в 1939 году Национальную литературную премию. Идея написать подобную книгу родилась из прочтённой им статьи о солдате, искалеченном на фронтах Первой мировой войны. Трамбо сблизился с Коммунистической партией США ещё до 1940-х (но официально вступает в партию лишь в 1943 году).
В 1947 году Трамбо, наряду с девятью другими сценаристами и режиссёрами, предстал перед судом как один из основных свидетелей по делам Комиссии. Трамбо отказался дать информацию, что посчитали неуважением к Конгрессу, в результате чего его имя занесли в чёрный список, и в 1950-м году он провёл 11 месяцев в федеральной тюрьме Ашленда, штате Кентукки. После тюремного заключения Трамбо вместе с семьёй перебирается в Мексику. Там он продолжает писать, однако с этого момента вынужден пользоваться псевдонимами. В частности, в 1956 году фильм «Отважный» получает премию Оскар за лучший сценарий, который был им написан под псевдонимом «Роберт Рич».
При поддержке Отто Премингера Трамбо получает заказ на написание сценария фильма «Исход». Сразу после этого Кирк Дуглас смог добиться для него разрешения работать над фильмом «Спартак». Всё это послужило завершением «травли», Трамбо был восстановлен в Гильдии Авторов Америки, Запад. Произведениям, написанным под псевдонимами, возвращается подлинное имя автора, а в 1993 году Далтона Трамбо посмертно награждают премией Оскар за сценарий фильма «Римские каникулы», которая до этого момента формально принадлежала другому человеку — его товарищу Яну Мак-Леллану Хантеру, впоследствии также внесённому в чёрные списки.
Ринг Ларднер младший
Ринг Ларднер-младший родился в 1915 году в Чикаго, штат Иллинойс, США, в семье журналиста, писателя и юмориста Ринга Ларднера. После обучения в Принстонском Университете Ринг стал репортером для издания ‘New York Daily Mirror’. В 1936-м году он присоединился к Коммунистической партии США.
Вскоре Ларднер-младший отправился в Голливуд, где начал писать сценарии для кинофильмов, а позже и для телесериалов. В 1942-м Ринг стал одним из авторов комедийной спортивной драмы режиссера Джорджа Стивенса (George Stevens) «Женщина года»(Woman of the Year), в центре сюжета которого был бейсбол. Картина получила «Оскар» именно за «лучший оригинальный сценарий». Соавторами Ларднера являлись Майкл Канин (Michael Kanin) и Джон Ли Мэхин (John Lee Mahin). В 1945 он вновь праздновал получение «Оскара», правда, уже в другой номинации, однако, одним из создателей фильма-победителя «Лора» (Laura) он все-таки являлся.
В 1946-м он работал над фильмом «Плащ и кинжал» (Cloak and Dagger), который снимал Фриц Ланг (Fritz Lang), на следующий год работал над драмой Отто Преминжера (Otto Preminger) «Амбер навсегда» (Forever Amber).
Известно, что за свою принадлежность к коммунистам Ларднер-младший оказался причастным к расследованию Комитета по антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee), который начал работать в 1947 году. Известно и то, что он повел себя тогда более чем достойно, отказавшись называть имена своих соратников и наговаривать на кого-либо, хотя многие из его коллег, не выдержав, клеветали и оговаривали в том числе и себя. Он нашел в себе силы признать, что факт вступления в партию имел место быть, и понес за это наказание – провел 9 месяцев в исправительном заведении. Впоследствии его имя было внесено в так называемый «черный список», Ларднер-младший был вынужден жить за границей; вплоть до 1965 года ему приходилось даже пользоваться псевдонимом.
Герберт Биберман
БИБЕРМАН Герберт — американский режиссёр, сценарист. Был театральным режиссёром. Написал сценарии фильмов «Король китайского квартала» (1939), «Раса господ» (1944) и др. В кино дебютировал в 1935 (фильм «Билет в один конец»). В 1936 поставил детективный фильм «Познакомьтесь с Неро Вульфом». В 1947 Биберман наряду с другими прогрессивными сценаристами и режиссёрами Голливуда был обвинён Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в «подрывной деятельности», подвергся тюремному заключению, занесён в «чёрные» списки и изгнан из Голливуда. Однако Биберман не отказался от своих убеждений.
В 1953 вместе со сценарист М. Уилсоном, также изгнанным из Голливуда, поставил на средства независимого профсоюза сталеплавильных рабочих прогрессивный фильм «Соль земли» о стойкости и организованности мексиканских горняков, их мужественной борьбе за свои права во время забастовки на цинковых рудниках Беярда (США).
Альва Бесси
Альва Бесси родился в состоятельной еврейской семье. Он закончил Колумбийский университет и начал работать журналистом. Альва женился на Мэри Бёрнетт, сестре основателя Leo Burnett Worldwide. Хотя у них родились двое сыновей, они разошлись ещё до того, как Бесси отправился на войну.
Будучи убеждённым антифашистом, он записался в XV интербригаду имени Авраама Линкольна, сражавшуюся на стороне республиканцев в Испании. Зимой 1938 года Альва перебрался через франко-испанскую границу в Каталонию. До августа он практически не принимал непосредственного участия в боевых действиях, пока его бригада не контратаковала у реки Эбро. Бесси быстро понял, что плохо подходит на роль солдата, хотя он был помощником батальонного командира Аарона Лопоффа, ставшего его близким другом. Гибель 24-летнего Лопоффа, старавшегося держать Бесси подальше от самых опасных участков, не оставляла Альву в покое много лет. Бесси удалось перевестись на относительно безопасную должность корреспондента, а вскоре Негрин приказал интернационалистам покинуть страну. По возвращении Альва опубликовал военные мемуары, «Люди в бою».
Разделяя левые взгляды, Бесси вступил в Коммунистическую партию. Во время Второй мировой войны он, ранее писавший кинообзоры для прессы, стал создавать сценарии для голливудских фильмов об этой войне. Сочинив базовый сценарий фильма «Цель — Бирма», в 1946 году Бесси был номинирован на премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник. Осенью 1947 года Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности (HUAC) допросила его о членстве в Коммунистической партии, на что Альва отказался отвечать. В ноябре был опубликован список 10 отказавшихся отвечать голливудских деятелей, а Бесси отправился в тюрьму на 10 месяцев. После этого он не мог работать в Голливуде и его карьера рухнула. Безработный Бесси был вынужден браться за такие занятия, как звукорежиссёр в ночном клубе и администратор кинотеатров. Он писал книги, в том числе посвящённые жертвам HUAC.
В 1967 году молодой испанский режиссёр пригласил Бесси впервые после участия в войне посетить Испанию и отредактировать сценарий местного фильма «Снова Испания». По техническим причинам Альва не мог получать зарплату как сценарист, а потому ему пришлось самому сняться в фильме. В 1975 году он описал этот опыт в одноимённой фильму книге, добавив левой пропаганды. В последние годы жизни Бесси его литературные труды стали использоваться в Голливуде.
Лестер Коул
Лестер Коул родился 19 июня 1904 года в Нью-Йорке в семье еврейский иммигрантов из Польши. Карьеру в кинематографе он сперва начинал как актер, но вскоре обратился к кинодраматургии. Первый фильм, снятый по сценарию Коула — это «Если бы у меня был миллион» (англ. If I Had a Million) 1932 года. В 1933 году Лестер Коул вместе со своими друзьями-сценаристами Джон Хоуард Лоусон и Сэмюэлем Орницем вошёл в Гильдию сценаристов США. Всего с 1932 по по 1947 годы Коул написал сорок сценариев к фильмам, самым известным из которых является «Цель — Бирма». В 1934 году стал членом Коммунистической партии США.
После начала холодной войны и начала преследования коммунистов Лестер Коул был вызван на публичные слушания в Комиссию по расследования антиамериканской деятельности при Конгрессе США. Он в числе 10 кинематографистов ссылаясь на Первую поправку к Конституции США, отказался отвечать на вопрос комиссии: «Состоите ли Вы или состояли когда-либо в коммунистической партии?». Это было расценено как неуважение к Конгрессу и Коул был приговорен к штрафу на тысячу долларов и 12 месяцам лишения свободы.
Срок отбывал в тюрьме Данбери штата Коннектикут. Досрочно освобожден после девяти месяцев лишения свободы. После выхода из тюрьмы Коул не мог найти работу в кинематографе и перебивался случайными заработками. В 1961 году переехал в Лондон, но впоследствии возвратился обратно в Штаты. В 1960-е годы Коула удалось вернутся в кино и он под псевдонимом «Джеральд Л. С. Копли» написал сценарии к нескольким фильмам. Самая известная работа Коула за этот период — фильм «Рождённая свободной» 1966 года.
Эдвард Дмитрик (Дмитрык)
Родился в канадском городке Гранд-Форкс в бедной семье украинских крестьян-эмигрантов. Накануне Первой мировой войны посетил село Буряковка на Тернопольщине, откуда происходила его семья. Когда Дмитрыки осели в Сан-Франциско, Эдвард с четырнадцати лет зарабатывал на жизнь продажей газет на улицах и работой посыльным на киностудии «Парамаунт». В дальнейшем занимался подсветкой, работал редактором, монтажёром, оператором, помощником режиссёра. Высшее образование получил в Калифорнийском технологическом институте.
В 1935 году поставил свою первую киноленту — фильм «Ястреб». В последующие 8 лет снял 23 фильма. Стал гражданином США в возрасте 31 года. Прославился благодаря антифашистским фильмам «Дети Гитлера» (1943), в котором передал формирование нацистских взглядов у немецкой молодёжи, и «Перекрёстный огонь» (1947), в котором выступил против антисемитизма.
В 1944 году вступил в Коммунистическую партию США. Левые политические взгляды режиссёра нашли отображение в его отношении к кинематографу: «Фильмы, хорошие или плохие, я делаю куда больше для народа, чем для элиты. Хотя надеюсь, что я никогда не оскорбил вкуса интеллектуалов».
Политическая ангажированность послужила причиной для репрессий против Дмитрыка в ходе развязанной после Второй мировой войны маккартистской травли левых интеллектуалов. 25 ноября 1947 года руководители голливудских студий обнародовали «чёрный список» из десяти известных кинематографистов, отказавшихся давать показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности (комиссия Маккарти). После шестимесячного заключения Дмитрык был уволен со студии как «красный» и «неблагонадёжный», так и не получив причитавшегося ему жалования.
Отчаявшись найти работу в Америке, режиссёр перебрался в Великобританию, где поставил фильм «Даждь нам днесь», посвящённый тяжёлой судьбе иммигрантов в США, — о предательстве каменщика, ставшего штрейкбрехером, чтобы получить работу. Подобно своему киногерою, надломленный разводом с женой Дмитрык, вернувшись в США 25 апреля 1951 года, всё же решил дать показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности.
Помимо собственного кратковременного участия в деятельности компартии в 1945 году, Эдвард Дмитрык назвал имена 26 бывших членов партии в Голливуде и показал, что Джон Хоуард Лоусон, Эдриан Скотт, Альберт Мальц и другие заставили его включить пропагандистские материалы в собственные фильмы. Показания Дмитрыка послужили основой нескольких судебных процессов и в числе прочих в чёрном списке оказался режиссёр Жюль Дассен. В результате Дмитрыку позволили снова снимать кино, однако голливудские друзья и знакомые подвергли режиссёра длительному остракизму.
Второй период творчества Дмитрыка включает 25 фильмов. Впрочем, сам режиссёр считал, что творческие силы покидают его: «Когда я умру, о мне будут вспоминать не как о режиссёре, а только как об одном из „голливудской десятки“». В 1970-х ушёл из киноиндустрии, преподавал в Техасском университете, университете Южной Калифорнии. Написал несколько книг о киноискусстве.
Джон Говард Лоусон
Выходец из среды мелкой буржуазии. Участник первой мировой войны. Начинал как драматург (пьесы «Роджер Блумер», 1923, «Громкоговоритель», 1925, «Интернационал», 1927, «Маршевая песня», 1937, «Процессия» и другие). В кино с 1928 года («Сон любви»). Пытался противопоставить традиционной американской драме новый сценический метод, отказывался от идеи чистого искусства и чистой красоты. Организатор Гильдии сценаристов в Голливуде. В 1930—1940-е годы по сценариям Лоусона поставлены фильмы антифашистской направленности. В 1947 году вместе с девятью другими прогрессивными деятелями Голливуда был обвинён комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и приговорён к тюремному заключению. Изгнанный из Голливуда, Лоусон продолжал работать как киновед и теоретик кино.
Самюэль Орнитц
Сэмюэл Бадиш Орнитц родился в Нью-Йорке в семье восточноевропейских евреев. Его отец был успешным торговцем бакалеей. Сэмюэл учился в частных школах и одновременно получал еврейское религиозное образование. Но уже в возрасте 12 лет он публично выступал с социалистическими речами. В отличие от двух братьев, пришедших в отцовский бизнес, Сэмюэл устроился работать социальным работником в Тюремную ассоциацию Нью-Йорка, затем – в Бруклинское общество борьбы с жестокостью в отношении животных. Литературную карьеру начал с книги о своих еврейских корнях «Haunch Paunch and Jowl», с появлением первых звуковых фильмов начал работать киносценаристом.
Вплоть до 1945 года он написал или написал в соавторстве двадцать девять сценариев. В том числе «Дело Лены Смит» (1929), «Чайнатаун Nights» (1929), «Шоссе Ада» (1932), «Имитация жизни» (1934) и многие другие. Но в 1947 году был обвинён комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и приговорён к тюремному заключению. Отбывая свой срок в федеральной тюрьме в Спрингфилд, штат Вермонт, Он опубликовал свой самый успешный роман «Невеста субботы»(1951).
Сэмуел Орниц умер от рака в 1957 году в Woodland Hills, Калифорния.
Роберт Адриан Скотт
Скотт родился в Арлингтоне, Нью-Джерси, сын успешных ирландских католических родителей — его отец работал в руководстве Нью-йоркской телефонной компании. Его старший брат Аллан был драматургом (и позже сценаристом), чья комедия «Прощай, опять побежала» шла на Бродвее, на протяжении большей части 1933 года.
После окончания колледжа в Амхерсте в 1934 году, Скотт последовал за своим братом на запад, чтобы найти свое счастье в Голливуде. Он стал продюсером многих фильмов. Фильм «Crossfire» был номинирован на премию Американской киноакадемии за лучшую картину.
Скотт вступил в Коммунистическую партию США в 1944 году. В октябре 1947 года Скотта вызвали для дачи показаний во время слушаний в комитете Палаты представителей по расследованию в антиамериканской деятельности ( HUAC ) в Голливуде, но, как и девять других, отказался давать показания и был отправлен в тюрьму. Впоследствии он был занесен в черный список, и, хотя он не мог работать в Голливуде, писал под псевдонимом для британского телесериала «Приключения Робин Гуда».
Альберт Мальц
Родился в Бруклине, Нью-Йорк, в еврейской семье. Получил образование в Колумбийском университете и Йельской драматургической школе (англ. Yale School of Drama). Работал сценаристом в Театральном союзе (англ. Theatre Union) в начале 1930-х гг. Первый из 18 сценариев для Голливуда написал в 1932 году. В Театральном союзе познакомился со своей будущей женой Маргарет Ларкин, на которой женился в 1937 году. В 1938 году. получил Премию имени О’Генри за рассказ «Самый счастливый человек на Земле», опубликованный в Harper’s Magazine. В 1944 году опубликовал роман «Крест и стрела».
За сценарий к фильму 1945 году. «Гордость морпехов» Мальц был номинирован на Премию Академии за написание адаптированного сценария. В 1951 году его сценарий фильма «Сломанная стрела» завоевал премию Гильдии писателей Америки за лучшее американское драматическое произведение. Однако в то время Мальц был включен в «чёрный список» маккартистов, и чтобы его сценарий не был забракован, свою подпись под ним поставил Майкл Блэнкфорт, который и получил премию. Лишь в 1997 году, посмертно, решением Гильдии писателей было восстановлено авторство Мальца
Источник: http://www.vintag.es/2017/05/anti-communism-in-united-states-huac.html#more