Несмотря на опасность, кусает эта змея достаточно редко, предпочитая принимать оборонительную позу при приближении опасности, и громко шипит, поднимая переднюю часть туловища и разводя в стороны передние восемь пар шейных рёбер таким образом, что уплощённая шея расширяется в виде «капюшона». Обычно, этого бывает достаточно для того, чтобы убедить противника отступить. Хотя, даже если противник и не внимает предупреждениям, не всегда за этим следует укус. Сначала кобра наносит укус фальшивый — выбрасывая резко вперёд переднюю часть туловища и ударяя противника головой. Рот при этом ударе закрыт. Таким образом, змея оберегает свои зубы от возможной травмы.
Среднеазиатская кобра, длина которой достигает 1,5–1,6 м, распространена в северо-западной Индии, в Пакистане, Афганистане и северо-восточном Иране. В Средней Азии эта змея встречается в Туркменистане, Таджикистане и Узбекистане. Северная граница ареала — хребет Нура-Тау и горы Бель-Тау-Ата, западная — отроги Туркестанского хребта.
Противоядие: рекомендуется введение сыворотки «Антикобра» или поливалентной противозмеиной сыворотки, применение антихолинэстеразных препаратов в сочетании с атропином, кортикостероидов, антигипоксантов. При глубоких расстройствах дыхания необходима искусственная вентиляция лёгких.
В момент укуса чаще всего ощущается мгновенная жгучая боль (в некоторых источниках — укус безболезнен), уже через 15–30 минут распространяющаяся по всему телу. Обычно больные жалуются на невыносимые боли в области живота, поясницы, грудной клетки. Характерно резкое напряжение мышц брюшного пресса. Одышка, сердцебиение, учащение пульса, головокружение, головная боль, тремор, рвота, бледность или гиперемия лица, потливость, чувство тяжести в грудной и подложечной областях, экзофтальм и расширение зрачков. Лицо приобретает синюшный оттенок. Характерны также приапизм, бронхоспазм, задержка мочеиспускания и дефекации. Психомоторное возбуждение на поздних стадиях отравления сменяется глубокой депрессией, затемнением сознания, бредом. Известны смертельные случаи у людей и сельскохозяйственных животных. Через 3–5 дней кожа покрывается сыпью, и состояние пострадавшего несколько улучшается. Выздоровление начинается через 2–3 недели, но длительное время человек чувствует общую слабость.
Каракурты («черные вдовы») обитают в тропических, субтропических и даже умеренных широтах на всех континентах, кроме Антарктиды. Опасность для человека представляют только самки (размер тела у них — до 2 см). Самцы намного мельче (0,5 см) и не способны прокусить кожу человека. Токсичность яда имеет ярко выраженную сезонную зависимость: сентябрьский мощнее майского примерно в десять раз.
Противоядие: противокаракуртовая сыворотка.
Конусы очень активны, когда к ним прикасаются в их среде обитания. Их токсический аппарат состоит из ядовитой железы, связанной протоком с твёрдым хоботком радулой-тёркой, расположенной у широкого конца раковины, с острыми шипами, заменяющими моллюску зубы. Если взять раковину в руки, моллюск мгновенно выдвигает радулу и вонзает в тело шипы. Укол сопровождается острейшей, доводящей до потери сознания болью, онемением пальцев, сильным сердцебиением, одышкой, иногда параличом. На островах Тихого океана зарегистрированы случаи смерти собирателей раковин от укола конусов.
Раковины конуса имеют в длину 15–20 см. Ареал обитания — восточное и северное побережья Австралии, восточное побережье Юго-Восточной Азии и Китая и Центрально-Тихоокеанский регион.
Противоядие: противоядия не существует. Единственная мера — обильное кровопускание из места нанесения укола.
Вызывает нарушения координации движений, судороги, неполный паралич конечностей.
Маленькие (самцы — около 3 см, самки — 3,5–5 см) жабы с красивым именем чирикита водятся на перешейке между Северной и Южной Америками — в Панаме и Коста-Рике. Вид находится под угрозой исчезновения. Токсин вырабатывает кожа чирикит, а ядовитость, напомним, оценивалась при введении внутримышечно.
Противоядие: специфического антидота нет, проводят дезинтоксикационную и симптоматическую терапию.
Яд жёлтого толстохвостого скорпиона вырабатывается в двух увеличенных железах, расположенных сразу за жалом, внешне напоминающим колючку на конце хвоста. Они-то и придают скорпионам вид «толстяков». Отличается от других скорпионов ещё и цветом жала — от темно-коричневого до чёрного. Яд толстохвостого скорпиона настолько токсичен, что может убить даже взрослого человека. Питается в основном мелкими насекомыми, такими как саранча или жуки, но с лёгкостью расправляется с мелкой ящерицей или мышью. Как только жертва перестаёт сопротивляться, скорпион расчленяет туловище на мелкие части с помощью острых клешнёй.
C этим видом скорпионов связано до 80% всех серьёзных отравлений и до 95% смертей от уколов скорпионов.
Androctonus australis — среднего размера скорпионы длиной до 10 см. К Австралии отношения не имеют: australis по-латыни — «южный», а androctonus по-гречески — «человекоубийца». Встречаются на Ближнем Востоке, на севере и юго-востоке Африки (Алжир, Тунис, Ливан, Израиль, Египет, Иордания, ОАЭ, Ирак, Иран и т. д.).
Противоядие: антитоксическая сыворотка «Антискорпион». В качестве чуть менее эффективной замены может использоваться сыворотка «Антикаракурт».
Нейротоксин, избирательно блокирует натриевые каналы в мембранах нервных окончаний.
Это опасный яд, который, попав в пищеварительный тракт, вызывает сильнейшие боли, конвульсии и обычно приводит к смерти.
Ареал обитания рыбы фугу — от северного побережья Австралии до северного побережья Японии и от южного побережья Китая до восточных островов Океании.
Противоядие: специфического антидота нет, проводят дезинтоксикационную и симптоматическую терапию
Тайпан очень агрессивен. При опасности он скручивает тело и вибрирует концом хвоста. Змеи наиболее агрессивны во время периода спаривания и смены кожи, но это не значит, что в другое время они миролюбивые и покладистые.
Тайпаны достигают в длину от 2 до 3,6 м. Отличаются очень агрессивным характером, но, к счастью, встречаются только в малонаселённых районах на северо-восточном побережье Австралии и юге Новой Гвинеи.
дыхательную мускулатуру, миокард и скелетную мускулатуру. Стойко и необратимо повышает проницаемость покоящейся мембраны для ионов натрия, блокирует аксональный транспорт.
Ядовитость этих лягушек такова, что к ним опасно даже прикасаться. Кожные выделения листолазов содержат алкалоиды-батрахотоксины, которые при попадании в организм вызывают аритмию, фибрилляцию и остановку сердца.
Древесные лягушки не превышают в длину 5 см, обычно ярко окрашены в золотые, черно-оранжевые и черно-желтые тона (предупреждающая окраска). Если вас занесёт в Южную Америку от Никарагуа до Колумбии — не хватайте их руками.
Противоядие: специфического антидота нет, проводят дезинтоксикационную и симптоматическую терапию. Сильным антагонистом является тетродотоксин — клин клином…
Тело этих полипов — обитателей коралловых рифов Индийского и Тихого океанов — состоит не из восьми, как у обычных кораллов, а из шести или из большего, чем восемь, количества расположенных на нескольких венчиках лучей, обычно кратного шести.
Противоядие: специфического антидота нет, проводят симптоматическую терапию. Исследования на животных показывают, что эффективными могут оказаться простые сосудорасширяющие средства вроде папаверина или изосорбида динитрата.
Взрослые жуки достигают 10–12 мм в длину. Самки откладывают яйца на ветвях растений коммифора (Commiphora). Личинки закапываются в землю, окукливаются и за нескольких лет развиваются до куколки. Поэтому найти коконы Diamphidia для охотников не проблема.
Противоядие: специфического антидота не существует. Проводят дезинтоксикационную и симптоматическую терапию.