Карта культурного наследия Узбекистана.
Ичан-Кала.
Ичан-Кала — окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы в Узбекистане, ставший первым памятником Всемирного наследия в Средней Азии. Возведённые на протяжении столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в уникальный город-памятник. Официально статус города-заповедника Старая Хива получила в 1968 году.
Схема историко-архитектурных памятников Ичан-Калы
Согласно легенде Сим (сын библейского Ноя) начал постройку Хорезма. Проезжая через Хорезм, он заснул. В те времена на месте города была пустыня. Во сне он увидел, что город окружен огнем. Проснувшись, Сим начал строительство, и сам заложил первый фундамент. Во время стройки он вырыл колодец и, утоляя жажду, сказал «Хей вак! Хей вак!», что означает «как хорошо». Именно после этого город взял имя Хива.
Ичан-Кала — стены древнего города.
Ичан-Кала — стены древнего города.
Колодец Хейвак и сегодня находится у северо-западной стены Ичан-Калы. При ремонте колодца, были обнаружены следы очень древней каменной кладки и остатки купольного сооружения, прикрытого ныне землей.
В Хиве существовало традиционное разделение города на две обособленные друг от друга части: внутренний город (цитадель, шахристан) — Ичан-Кала (буквально: внутренний оборонительный круг) и внешний город (рабад) — Дишан-Кала (внешний оборонительный круг).
Наиболее популярные западные ворота аль-Дарваза.
Толщина стен Ичан-Калы 5—6 метров, а высота 8—10 метров. Общая протяженность стены чуть больше 2,5 км. Через каждые 30 метров в стенах Ичан-Калы круглые оборонительные башни, выступающие за пределы стен. В верхней части стен имеются зубчатые перила с узкими амбразурами для стрельбы по врагу во время осады. В крепость есть 4 входа, по каждой стороне света.
Западные ворота — Ата Дарваза, ворота Багча ведут в Ургенч, ворота Палван — к Амударье и «Таш» — на юг. В Ичан-Кала сохранилось довольно много исторических сооружений, например, цитадель Куня-Арк, дворец Таш-Хаули, покрытый глазурованной плиткой минарет Калта-Минор, мечеть Джума с её 213 резными колоннами, и символ Хивы — минарет Ислам-Ходжа.
Медресе Шергази-хана
Медресе Шергази-хана (1719—1726) находится в самом центре Ичан-Калы напротив мавзолея Пахлавана Махмуда. Медресе было построенно пленными, захваченными в 1718 году Шергази-ханом во время его набега на Корасан и Мешхед.
Медресе Шергази хана одно из самых старых и большых зданий Хивы. Здание медресе — одноэтажное, за исключением двухэтажной передней части, которая состояла из внутреннего двора с четырьмя айванами и комнат для занятий. В его стенах получили образование люди, впоследствии ставшие известными поэтами и учеными, такие как узбекский поэт Пахлаванкули Равнак, классик туркменской поэзии Махтумкули (1733—1793).
Мавзолей Пахлаван-Махмуда
Если голубые купола – этот символ восточной архитектуры сплошь и рядом встречается в Самарканде и Бухаре, то в Хиве, в частности, в Ичан-Кале, бирюзовый купол только один. Он украшает усыпальницу Пахлавана Махмуда — поэта и богатыря XIV века. О его силе и храбрости ходили легенды.
Одна из них рассказывает о том, как своей силой пахлаван покорил индийского правителя и тот согласился наградить его всем, что пожелает богатырь. Тогда пахлаван Махмуд сказал: «Освободите из плена моих земляков». На вопрос же «сколько человек освободить?», Махмуд сказал: сколько влезет в кожу коровы. Он порезал кожу на тонкие полоски, которые связал в один большой пояс и обмотал всех пленных. Так Махмуд спас от рабства многих людей. После его смерти, мусульманское духовенство возвело его в ранг святых.
Мавзолей Пахлавана Махмуда.
Мавзолей Пахлаван-Махмуда.
Мавзолей Пахлаван-Махмуда
Надгробие Пахлаван Махмуда
Комплекс мавзолея Пахлаван Махмуда был построен только в 1701 году, о чем говорит гравировка на каменных вратах. Купол мавзолея, покрыт голубой глазурованной плиткой со сверкающей позолоченной верхушкой. Первоначально мавзолей был скромным и небольшим, но быстро стал местом паломничества с большим количеством худжр, ханака и мечетей. Стены мавзолея украшены великолепной майоликой.
Обычные для местной орнаментики солярные знаки
Дворец Таш-Ховли, ХиваМехмонхона — квадратный двор дворца застроен по периметру комнатами и айванами. Айваны мехмонхоны украшены майоликой и маленькими башнями по бокам. Арзхона (зал суда) расположена в юго-западной части дворца.
В декоративной отделке дворца применены самые сложные орнаментальные мотивы. Работа по украшению была сделана знаменитым мастером Абдуллой, по прозвищу Гений. Этот мастер украшал все дворы Таш-Хаули.
Медресе Алла-Кули-хана
Медресе Алла-Кули-хана было построено в середине XIX века. Носит имя инициатора строительства — правителя Хивы Алла-Кули-хана. В нескольких худжрах на первом этаже была городская библиотека, основанная Алла-Кули-ханом. Когда-то медресе Аллакули хана было одним из крупнейших учебных заведений Хивы.
Медресе Мухаммада Амин-хана
Медресе Мухаммад Аминхана самое большое медресе не только в Хиве, но и на территории всей Центральной Азии. Двухэтажное здание занимает площадь 72 на 60 метров, и имеет 125 худжр (келий) рассчитанных на 260 студентов. Уникальность этого учебного заведения была в том, что каждая худжра состояла из двух комнат, а худжры расположенные на втором этаже имели комнату и лоджию, выходящую на фасад здания.
Медресе было построено в 1851-1854 годах, по приказу правителя Хивы, Мухаммад Аминхана, и получило его имя. Когда-то медресе Мухаммад Аминхана было одним из самых богатых учебных заведений и владело многочисленными вакуфными землями. Кроме того, в здании размещалась и Канцелярия Высшего Мусульманского Двора.
Медресе Шергази-хана
Крепость-цитадель Арк.
Арк (узб. Ark) — это древняя цитадель в Бухаре, оплот последних эмиров. В своё время Арк, возвышающийся над площадью Регистан, являлся символом величия, власти и неприступности. На одной из стен Арка некогда висела большая кожаная плеть (камча) — символ власти в Бухарском Эмирате.
В начале XX в. в Арке проживало около трех тысяч человек. В крепости располагались: дворец правителей, дворцовые службы чиновной знати и военачальников, ремесленные мастерские, казначейство, арсенал, жилища родственников и сановников двора, склады одежды, ковров, оружия, дворцовые сокровища. Крепость Арк является самым древним архитектурно-археологическим памятником Бухары.
Крепость Арк в Бухаре. Фотография С. М. Прокудина-Горского (1907)
Кош-медресе
На древней улице Хиёбон в XVI веке правителем Абдулла-ханом были возведены два медресе, обращенные друг к другу.
На восточной стороне улицы в 1566-1567 годах эмир построил медресе и назвал его в честь своей мамы — медресе Модари-хан. В 1588-1590 годах тем же эмиром Абдулла-ханом напротив этого сооружения построено аналогичное учебное заведение, которое получило название в честь самого правителя — Абдулла-хана.
Хива. Ичан-кала. В центре — минарет Кальта-минор.
Минарет полностью покрыт глазурованной плиткой и майоликой, которые как и в 1855 году, все такие же яркие и живые. Таких башен в мире больше нет.
Минарет Кальта-Минар
Минарет Кальта-Минор — «короткий минарет» — стал настоящим символом города. Его размеры поражают, а от уникального оформления трудно оторвать глаз. Фундамент минарета уходит на глубину 15 метров, диаметр у основания составляет 14,5 метров, а высота 29 метров. Но эта массивная башня возвышается лишь на треть своей проектной высоты.
В 1855 году, когда был убит правитель Хивы, Мухаммад Амин-хан, строительство величественного минарета прекратилось, хотя он должен был вырасти до 70 метров, а по некоторым оценкам до 110 метров.
Медресе Мухаммада Рахим-хана II
Медресе Мухаммада Рахим-хана II расположено напротив ворот цитадели Куня-Арк. Мухаммад Рахимхан был одним из самых просвещенных представителей династии кунграт, правивших Хивинским ханством с 1770 года. Венцом его деятельности стало возведение одного из самых больших в Средней Азии медресе, названного в честь Мухаммад Рахимхана. В медресе Мухаммад Рахимхана преподавались не только религия и Коран, но так же изучались светские науки: математика, астрономия, география. Наряду с изучением различных наук и теологии, ученики медресе слагали стихотворения, проводили диспуты.
Обучение в медресе Мухаммад Рахимхана намного отличалось от традиционной для исламских университетов формы. Этому немало способствовала личность самого Мухаммад Рахимхана. Он был образованным и просвещенным правителем, писал стихи под псевдонимом Феруз. Бывало, что он лично участвовал в дискуссиях с учениками медресе.
Строительство медресе Мухаммад Рахимхана было закончено в 1876 году. Оно является одним из самых больших на территории Средней Азии. Медресе представляет собой двухэтажное здание с высоким входным порталом. Двор медресе четырехайванный, по углам расположены маленькие башенки. Также внутри находятся 76 худжр (внутренние жилые помещения медресе). В медресе есть дарсхона – учебная часть, зимняя и летняя мечети, а так же богатая библиотека. Медресе Мухаммад Рахимхана воплощает в себе дух просвещения. Оно является ярким образцом культуры зодчества той эпохи и занимает свою особую страницу в истории Хорезма.
Дворец Таш-Хаули, Хива, Узбекистан
Дворец правителя Хивы Аллакули-хана – Таш Хаули — был построен в XIX веке. Изначально он вмещал в себя 163 комнаты и 3 двора: гарем, мехмонхона (гостевая часть) и арзхона (зал суда). Строительство дворца заняло примерно 8 лет, с 1830 по 1838 годы. Мунис писал, что лучшие зодчие того времени были посажены на кол из-за того, что отказывались построить дворец за два года. Усто Каландару Хиваги понадобилось для этого 8 лет.
Известно, что первым был возведен гарем для жен хана. В южной части двора гарема построены маленькие айваны для жен хана. Самый богато украшенный айван служил жилой комнатой для хана. Каждый айван гарема — шедевр хивинского прикладного искусства. Их стены, потолки, колонны покрыты неповторяющимися орнаментальными узорами. Майоликовые панно стен имеют традиционную сине-бело-голубую окраску, потолки расписаны красно-коричневыми красками. Окна закрыты медными ажурными решетками.
Мехмонхана (зал приемов) в дворце Таш-Хаули — в центре круглый помост для установки юрты для «вождей кочевых племен» явившихся на прием к хану.
В главном айване, открытом на север, происходил церемониал дворцового приема.
Оригинально украшена майоликой приемная комната при айване — сарай.
Угол двора гарема.
В центре двора гарема – колодец
Главный айван гарема
Одно из керамических панно
Резная дверь
Мавзолей Саида Аллауддина
Мавзолей Саида Аллауддина — самая древняя усыпальница в Хиве. Саид Аллауддин был родственником пророка Мухаммеда, в конце XIII века проповедовал в Хиве Ислам, умер в 1303 году. Спустя полвека, на могиле святого был построен мазволей, архитектором которого принято считать Амира Куляла. С тех пор это место стало одним из центров паломничества для многих верующих со всего мира.
Надгробие в мавзолее Саид Аллауддина.
Внутренняя часть мавзолея.
Купол мавзолея
По своей архитектуре мавзолей не отличается богатством форм и оформления: стены и купола из кирпича, и никак не облицованы, нет декоративных элементов, все выполнено в аскетическом стиле. Возможно, первоначальная постройка имела какое-либо оформление (в ходе раскопок нашли некоторые элементы декоративной керамики), но из-за множества перестроек они не сохранились. Но несмотря на простой вид, ежегодно мавзолей Саида Аллауддина посещают тысячи паломников из Узбекистана и других стран.
Мавзолей Сайф ад-Дин Бохарзи
Мавзолей Сайф ад-Дина Бохарзи — остаток некогда обширного культового комплекса у могилы популярного шейха, поэта и богослова Сайф ад-Дина Бохарзи, жившего в 1190—1262 годах. Расположен в загородной местности Фатхабад, к востоку от средневекового города.
Ситораи Мохи-хоса
Ситораи Мохи Хоса, или Ситора?и-Махи?-Хаса? (Дворец, подобный звездам и луне) — загородная резиденция Бухарского эмира, выстроена в конце XIX — начале ХХ века. По преданию, эмир посвятил дворец своей жене Ситоре. В середине XIX века эмир Бухары Насруллахан задумал построить себе новую загородную резиденцию. Но до начала строительства дворца стоял вопрос, как выбрать самое прохладное место, чтобы летом не страдать от жары. И архитекторы прибегнули к древнему методу – на возможные места постройки принесли разделанные туши баранов. То место, где мясо испортилось последним, и было выбрано для возведения загородной жемчужины Бухары. Однако первый дворец не сохранился до наших дней.
Дошедший до наших дней дворец Ситораи Мохи-Хоса был построен в 1912-1918 гг. по приказу последнего эмира Бухары Мир Сайида Алимхана. В строительстве принимали участие лучшие бухарские мастера того времени, а также два русских инженера Маргулис и Сакович. Поражают богато украшенные комнаты дворца. В Белом зале привлекает внимание белоснежная отделка из ганча стен и потолков. При этом узоры не повторяются, так что ждущим аудиенцию эмира было чем занять свои глаза. При украшении этой комнаты впервые была использована уникальная технология резьбы по ганчу на зеркальной поверхности. Так добивается эффект прозрачности стен.
Вообще зеркал во внутреннем убранстве дворца огромное количество: венецианские, японские из вареного стекла, трельяж, в котором изображение отражается сорок раз. Ярко выделяются и подражания русской архитектуре. Например, у входа в резиденцию встречают каменные львы, а летняя беседка исполнена в ажурном стиле, напоминающем дворцы Петербурга.
Белый зал и приемная дворца Ситораи-Мохи-Хоса.
Витражи в Белом зале дворца Ситораи-Мохи-Хоса.
Отделка глазурью на печи для обогрева во дворце Ситораи-Мохи-Хоса.
Роспись на стенах в Белом зале дворца Ситораи-Мохи-Хоса.
Ситораи Мохи-хоса
Роспись на стенах в Белом зале дворца Ситораи-Мохи-Хоса.
Ситораи Мохи-хоса
Роспись на стенах в Белом зале дворца Ситораи-Мохи-Хоса.