Здесь опубликованы фотографии голландского фотографа Лео Эркена.
Лео Эркен начал работать фотокорреспондентом как раз тогда, когда в России начались глобальные политические и социальные изменения — в конце 1980-х. Он много ездил по России и странам Восточной Европы, снимал репортажи о повседневной жизни советских (потом и бывших советских) граждан. О своей работе в тот период Эркен пишет: Мои фотографии публиковались в газетах. В то время они преимущественно печатались черно-белыми, и, соответственно, я тоже снимал в основном на черно-белую пленку. Я изо всех сил пытался не видеть мир только в черно-белых тонах, и не разделять его на Запад и Восток. Я стремился не слишком выражать свое мнение, а просто наблюдать за миром вокруг меня. Во времена «больших новостей» я отправлял фотографии лидеров, демонстраций, жертв и насилия. В другие дни — просто истории повседневной жизни. Эта восточная «повседневная жизнь» тогда считалась на Западе чем-то из ряда вон.
Москва, 1994 г. Владимир Вольфович Жириновский, основатель и лидер Либерально-демократической партии России, во время съезда со своими «соколами».
Москва, аэродром Тушино, 28 сентября 1991 г. Бесплатный концерт «Монстры рока» с участием групп Metallica и AC/DC. Возможно, это была самая многочисленная аудитория, для которой когда-либо играли эти группы. По официальным данным, было до 500 тысяч слушателей, по другим источникам, присутствовало более миллиона фанатов хард-рока. Тысячи военных обеспечивали порядок.
Москва, 1991 г. Ресторан «Макдональдс» был открыт на Пушкинской площади в Москве 31 января 1990 года. В то время это был самый большой «Макдональдс» в мире. Он стал фантастически популярным, в отличие от других иностранных ресторанов там принимали рубли, а не доллары. Люди часами стояли в очереди, и все столики всегда были заняты.
Москва, 1991 г. Киевский вокзал.
Москва, 1991 г. Статуи советских руководителей. Феликс Эдмундович Дзержинский в парке у Центрального дома художника. Этот памятник раньше стоял перед зданием КГБ на Лубянской площади и был демонтирован в период волнений, последовавших за попыткой переворота с целью свергнуть Горбачева в 1991 году.
Москва, 1 декабря 1992 г. Сторонники президента Бориса Ельцина утром накануне съезда Верховного Совета Российской Федерации в Кремле.
Радужный, Тюменская область, 1992 г. Светлана (впереди) и Нина – повара бригады нефтяников.
Нижневартовск, Сибирь, 1992 г.
Нижневартовск, Сибирь, 1992 г. Внутри дома, сооруженного из нефтяного резервуара.
Москва, Пушкинская площадь, 1993 г. Матвей, уличный мальчик 13 лет, целует обезьянку художника. За ним девочка-сектантка держит портрет Марии Дэви Христос, лидера религиозной секты, известной под названием «Великое Белое Братство».
Москва, 1993 г. Михаил Сергеевич Горбачев в своем офисе в Фонде Горбачева.
Москва, 6 октября 1993 г. Борис Ельцин объявил чрезвычайное положение и ввел комендантский час после атаки на Белый дом. Находиться на улице после 20.00 было запрещено. В отделении милиции во время военного положения.
Москва, 1995 г. Оксане Барышевской 16 лет, и она инвалид. Она зарабатывает на жизнь, рассылая рекламные факсы по московским компаниям. В день, отсылая 10-15 факсов, она зарабатывает почти столько же денег, сколько за месяц зарабатывает ее отец, преподаватель университета.
Сочи, 1995 г. Олег и Николай, москвичи, на отдыхе играют со стойкой пляжного фотографа.
Москва, 1996 г. Дом на набережной был построен в 1927 году для членов Коммунистической партии. В тридцатые годы, в период сталинских репрессий, были арестованы 700 из 2000 жителей этого дома. Справа – строящийся храм Христа Спасителя. Первый собор был сооружен при Александре I в 1817 году. В 1930 году Иосиф Сталин выбрал это место для сооружения Дворца Советов, и храм был взорван. Дворец Советов так и не был построен. Многие годы на этом месте был открытый плавательный бассейн. Собор был заново отстроен в 1996 году, в период правления Ельцина.
Москва, 1996 г. В июне 1959 года на первой американской национальной выставке в Москве вице-президент Америки Ричард Никсон угостил стаканом пепси-колы первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Никиту Хрущева. Через двадцать лет пепси-кола продавалась по всему Советскому Союзу, обогнав своего конкурента кока-колу.
Москва, 1996 г. У метро «Юго-Западная».
Грозный, Чечня, 1997 г. Мать российского солдата, захваченного в плен чеченскими боевиками, месяцами ждет информацию о сыне.
Магадан, Дальний Восток, 1999 г.
Магадан, Дальний Восток, 1999 г. Политический митинг в университете.
Москва, Россия, 1993.
Уличные мальчики Леша, Матвей, Саша и Дима. Лешина обритая голова говорит о том, что произошло за несколько недель его отсутствия на Пушкинской площади – милиция отправила его в детский приют. Мальчики слушают его рассказ о том, как все устроено в приюте. Когда он им говорит, что убежал через открытое окно в кухне, друзья не верят. Перед тем, как принять Лешу назад, они его бьют и мажут лицо помадой.
Акжар (бывший Степной), к югу от Чимкента, Казахстан, 1993. Остановка автобуса.
Московская область, Россия, 1999. Запись видеоклипа певца Михаила Захаровича Шуфутинского и Татьяны Николаевны Овсиенко. Когда Михаилу Шуфутинскому дали разрешение на выезд в Израиль в 1981 году, он был мятежным исполнителем еврейского фольклора, и его отношения с властями не ладились. Получив разрешение покинуть Россию, он из Израиля перебрался в Соединенные Штаты, где стал известным исполнителем и музыкантом среди русского сообщества в ресторанах Лос-Анжелеса. Когда в 1990 году он принял приглашение выступить в Москве, полный стадион людей скандировал его имя. Оказалось, что все эти годы его песни переписывались с кассеты на кассету, и его известность росла в Советском Союзе. Так началась его большая карьера популярного исполнителя в России.
Москва, Россия, 1993. В аэропорту Домодедово.
Москва, Россия, 4 сентября 2001. Празднование «Дня города» в Москве.
Свиньяров, Россия, 1994.
Атаман Александр Алейников со своей лошадью Змейкой. В советское время Свиньяров переименовали в хутор Ленина. Алейников – бывший шахтер, а теперь атаман хутора. Семье Алейникова и четырем другим семьям дали гектаров земли по программе «реабилитации пострадавших народов». Часть этой земли они сдают в аренду другим фермерам поблизости, и это дополнительный доход для хутора.
Москва, Россия, 2000.
У памятника Неизвестному солдату возле Кремлевской стены в Александровском саду, прогоняют девушку с сигаретой.
Коновалово, Иркутская область, Сибирь, 2003. Сводные братья Андрей Главин (16 ) и Женя Березовский (8). В деревне Коновалово многие страдают плохой памятью, а дети испытывают сложности с обучением. По некоторым источникам, это, вероятно связано с тем, что многие годы химический завод в Усолье-Сибирском спускает ртуть тоннами в реку Ангару, она смешивается с донными отложениями и распространяется на двести километров вниз по течению, достигая Балаганск и Коновалово, где были зафиксированы высокие содержания ртути. Многие экологические катастрофы на территории бывшего Советского Союза остаются не исследованными.
Ведено, Чечня, 1995. Беженцы из Грозного в горном селе Ведено, к юго-западу от столицы Чечни.