Всемирная выставка искусств и техники 1937 года (фр. Arts et Techniques dans la Vie moderne) проводилась в Париже и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны. К её проведению было приурочено открытие Музея человека.
Борьба за основные призы развернулась между СССР и Германией, имевшими крупнейшие павильоны. На выставке было ярко представлено искусство обеих стран.
По Парижской выставке 1937 г. был проведен закрытый конкурс. В нем участвовали крупнейшие мастера советской архитектуры. Проект Б. Иофана был признан лучшим. В проекте мастер необычайно лаконично и впечатляюще выразил главную идею. Это был павильон-постамент, динамичные формы которого выражали нарастающее движение, подхваченное превосходной скульптурной группой юноши и девушки, стремительно поднявших символы труда — серп и молот (скульптор В. Мухина). Б. Иофан уже в эскизном проекте нарисовал именно эту скульптурную композицию.
«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза… Я был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Нике — крылатая победа…» — писал Иофан.
В. Мухина впоследствии подтверждала, что сама идея скульптуры принадлежала архитектору. «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», — вспоминала Мухина впоследствии. Это действительно так. Предложенная тема была осуществлена содружеством искусств в замечательной по выразительности и эмоциональному настрою форме. Советский павильон стоял вдоль набережной Сены и против фашистского павильона, завершавшегося орлом, в лапах которого была огромная черная свастика.
Павильон длиной 150 метров поднимался уступами, словно ступенями, на вершине здания находились «юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
Большая роль в техническом решении 80-ти тонной конструкции (по другим источникам скульптурная группа весила 50 тонн) принадлежит профессору П. Н. Львову.
Уже на Всемирной выставке под личным руководством П. Н. Львова «Рабочего и колхозницу» собрали всего за 11 дней.
В Париже советский павильон был облицован самаркандским мрамором, вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик.
Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 – Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Гран-при получили паровоз серии «Иосиф Сталин» и мягкий железнодорожный вагон, трактор Сталинградского завода и фильм «Чапаев», картина художника Герасимова «После дождя» и Дворец культуры им. Горького в Ленинграде, журнал «СССР на стройке» и станции метро «Сокольники» и «Кропоткинская», картина Бродского «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе» и типографские работы Госзнака, и многие другие экспонаты. Созданная для выставки скульптура «Рабочий и колхозница» оценивалась французской прессой как «величайшее произведение скульптуры ХХ века».
Вход в павильон украшали барельефы скульптора И. Чайкова, гербы СССР и 11 союзных республик. Советская экспозиция состояла из 5 разделов, которые раскрывали основную тему выставки.
Наибольший интерес из экспонатов вызывала карта промышленности Советского Союза размером 22.5 кв.м, изготовленная из 10 тысяч самоцветов и драгоценных камней, иллюстрировавшая размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности.
Свидетельством большого успеха советского павильона на Всемирной выставке в Париже явилось присуждение 270 наград, из которых 95 на уровне ГРАН-ПРИ.
в павильоне СССР, экспонировались машины ЗИС-101 и ГАЗ-М1.
Вся тематика павильона СССР отражала созидательный труд советских людей и миролюбивую внешнюю политику Советского государства. Экспозиция состояла из пяти разделов.
В первом зале, посвященном Советской Конституции, посетители знакомились с государственным строем СССР. Экспозиция рассказывала о праве на труд, отдых и образование.
Второй зал — науки, промышленности, народного образования, литературы и печати — отражал грандиозные масштабы социалистического строительства. Экспозиция показывала рост экономики, превращение нашей страны из аграрной в индустриальную, рассказывала о подготовке специалистов. В этом разделе демонстрировались легковые автомашины, тракторы, образцы тканей, обуви и других промышленных товаров.
Размещение производительных сил страны было показано на большой карте площадью 22,5 м2. Карта была выполнена из десяти тысяч полудрагоценных камней (сейчас эту карту можно видеть в ленинградском Эрмитаже).
В третьем зале, посвященном искусству, экспонировались картины, гравюры и скульптуры, а также макеты театральных постановок, произведения прикладного искусства.
В кинозале на 400 мест демонстрировались художественные и документальные фильмы.
О развитии всех видов транспорта и освоении Северного морского пути рассказывала экспозиция четвертого раздела.
Планы реконструкции ряда крупных городов, показанные в пятом за¬ле, давали представление о советской архитектуре и градостроительстве.
Главный приз советский и немецкий павильоны поделили.
Кроме того, гран-при был вручен А. Шпееру за проект оформления территории съездов НСДАП. Ещё одним гран-при был отмечен советский паровоз серии ИС. Гран-при также получил проект Стоквартирного дома архитектора Андрея Крячкова.
Большую серебряную медаль получила работа Евстафия Шильниковского — серия предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений методом чернения серебра. Бронзовую медаль получили мастера Холуйской миниатюры.
Прямо напротив 160-метровый блок немецкого павильона завершался такой же устремленной ввысь башней, увенчанной орлом со свастикой — символом нацистского государства.
Он был самым дорогим на выставке: более тысячи вагонов везли из Берлина в Париж 10 тысяч тонн материала, ибо павильон должен был оставаться «куском священной немецкой земли» и поэтому возведен «исключительно из германского железа и камня».
Немецкий павильон, по замыслу архитектора А. Шпеера, был построен в форме римской цифры III. У подножия башни павильона были установлены скульптурные группы Й. Торака «Товарищество» и «Семья», а верх венчал герб Третьего Рейха — орёл.
Он тоже был задуман как художественный синтез, в котором скульптура составляла «интегральную часть архитектуры».
«На выставочной территории строительные площадки советского и немецкого павильонов были расположены прямо друг против друга — продуманная шпилька французской администрации выставки.
По словам имперского комиссара выставки доктора Руппеля, «то, что показано на этой выставке, можно подытожить в двух словах: проекты и картины великих сооружений фюрера, которым предназначено изменить облик немецкой жизни».
По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющихся в тайне проект советского павильона.
С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа.
Я быстро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза моей башни на русскую пару сверху вниз взирал орел со свастикой в когтях. За это сооружение я получил золотую медаль, мой советский коллега — тоже».
Но попадались и критические отзывы.
Джино Северини — участник итальянского «Новеченто», хорошо знающий тоталитарную ситуацию изнутри, — вспоминал десять лет спустя: «Я полагаю, что я не единственный, кто помнит этот павильон (советский. — И.Г.), чья архитектура, за безликим модернизмом которой плохо скрывалось отсутствие у ее автора таланта и подлинного чувства современности, представляла собой низкое здание, увенчанное короткой башней, которая, в свою очередь, увенчивалась двумя скульптурами…
При взгляде на целое сразу же бросалось в глаза явное стремление создать грандиозный и помпезный размер. Той же самой заунывной риторикой был отмечен и германский павильон, стоящий прямо напротив русского, и — увы! — то же самое мы находим в Италии и в тысячекратной степени в Риме: некие архитектурные пропилеи, вполне пригодные для буржуазных кладбищ».
«Лучшие павильоны — Японии и маленьких стран, которые не гоняются за престижем. В противоположность им, немецкое здание с его устрашающе огромной башней из срезанных колонн является совершенным выражением фашистской брутальности. Россия представлена сходным по духу сооружением, и павильон Италии производит удивительный по сходству эффект, хотя и достигнутый современными средствами». Так писал критик из «Magazine of Art», а газета «Вашингтон пост» отмечала:
«Немецкая архитектура на этой выставке ориентирована на вертикаль, но тяжела и солидна. Самым удивительным кажется здесь павильон СССР. Здание это откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью. На верхушке этого торта две огромные скульптуры мужчины и женщины бросают вызов миру, простирая руки с серпом навстречу завоеванию отдаленного, но абсолютно ощутимого будущего. Это далеко не лучшие образцы скульптуры на Парижской выставке. Они совершенно не соответствуют архитектуре и еще раз демонстрируют нелепость произвольного отделения архитектуры от архитектурного декора».
Источник: http://humus.livejournal.com/2889110.html