При раскопках, чтобы получить самый верный отпечаток погибших, итальянский археолог и руководитель раскопок Фиорелли употреблял следующий, очень умно придуманный способ. Лишь только рабочие замечали в раскапываемом вулканическом пепле пустоту, на дне которой весьма часто лежали куча костей, тo ничего не трогая, они извещали об этом Фиорелли. Он заключал, что пустота произошла от какого-либо тела или предмета, которое лава залила, и потому сверху просверливали дыру и вливали гипс. Когда гипс остывал, его осторожно очищали от окаменевшей лавы и пепла, и таким образом получали изображение мужчины, женщины, ребенка, в той самой одежде и в той самой позе, в которой они были застигнуты смертью. На гипсе явственно воспроизводилась вся личность погибших. В помпейском музее посетители могут увидеть гипсовые тела людей, которых лава Везувия сохранила с поразительной целостью.