Каким российское телевидение видит интернет.
Все мы вроде бы знаем, что есть такая штука — интернет. И вроде бы с ним все понятно: вот сайты, вот ссылки, электронная почта, социальные сети, скайп… Многие люди привыкли этим пользоваться и не замечают ничего особенного, до тех пор пока им не пытаются рассказать об этом с телеэкрана…
Тут-то и выясняется, что для многих интернет — это область сакрального знания почище квантовой физики, полумифическая сущность — может, он есть, а может, и нет — кто его разберет. От столкновения с ним телевизионщики как минимум цепенеют, и это магическое ощущение растерянности заставляет их в рассказах об интернете пороть такую выдающуюся чепуху, что мы больше не можем молчать.
Поводом для этого материала стал сюжет Первого канала, показанный в программе «Воскресное время» 3 февраля. В этом сюжете, посвященном психологической зависимости от социальных сетей, рассказывается в том числе история бортпроводницы «Аэрофлота» Татьяны Козленко, уволенной за некорректную фотографию в социальной сети. На снимке стюардесса, лица которой не видно, показывает сидящим к ней спиной пассажирам неприличный жест. Нашедшие фотографию блогеры призвали «Аэрофлот» к ответу, и Козленко уволили, хоть она и утверждает, что не имеет к снимку никакого отношения и просто поставила «лайк».
Иллюстрируя эту печальную историю скриншотом страницы бывшей стюардессы в социальной сети «ВКонтакте», Первый канал по какой-то необъяснимой причине заменил в шапке страницы название «ВКонтакте» на Facebook. Авторы программы не поленились даже в адресную строку ввести адрес сайта Facebook, хотя любому человеку, который не первый день в интернете, подмена сразу бросается в глаза. Зачем это было сделано — известно только продюсерам Первого канала, которые, кстати, героически отмалчиваются даже после того, как на подлог обратили внимание блогеры и интернет-СМИ.
Любители пофантазировать, когда речь заходит об интернете и компьютерах вообще, работают не только на Первом канале. Не так давно на этом поприще отличился питерский филиал канала «Россия 1», в августе 2012 года подаривший нам леденящую кровь историю о создании знаменитого «кулфейса», или, как его еще называют «троллфейса». Если верить тележурналистам, эту рожицу придумал не кто иной, как американский серийный убийца-педофил Генри Ли Лукас, который нарисовал ее в подвале, где изнасиловал семилетнюю девочку.
Авторы сюжета «России 1» пали жертвой материала — их обставил предмет, о котором они пытались рассказать. Дело в том, что утку о происхождении «кулфейса» придумал сам интернет, а точнее находящиеся в состоянии перманентной скуки и исследующие границы фантазии пользователи анонимного имиджборда 2ch.so. Этот сайт — колыбель многих выдающихся интернет-мемов, один из которых случайно проник в телевизор и тем самым обозначил тотальный успех его авторов, или, если хотите, «эпик вин».
Анонимы придумали историю о «кулфейсе» по тем же причинам, которые заставляют их делать почти все остальное, — ради «лулзов», ценной в интернете валюты. Социальная сеть «ВКонтакте», в которой запустили утку, стала благодатной почвой для ее распространения, так как ее аудитория привыкла к тому, что информация ничего не весит и любая громкая новость распространяется по правилу «сначала репост, проверим потом». Казалось бы, журналисты «России 1», в отличие от пользователей «ВКонтакте» знакомые с понятием факт-чекинга, должны были раскусить обман, но они тоже пошли на поводу у сенсационности повода.
Интернет знает немало других примеров вольного обращения с реалиями виртуального, как его любят называть в телевизоре, мира. Чего стоит увековеченная каналом «РЕН ТВ» история о том, как «контактер из Москвы» приняла сигналы с планеты Нибиру через обыкновенный принтер, который не справился с кодировкой и вместо текста выдал символы таблицы ASCII. Продемонстрировав удивительную способность к интерпретации, героиня сюжета обнаружила в символах кода ответы на многие волнующие человечество вопросы и благодаря этому стала звездой экрана.
Все эти истории в той или иной степени демонстрируют не только непрофессионализм журналистов и их боязнь материала, но и обыкновенное невежество. Складывается впечатление, что к интернету на телевидении — а значит, в широком смысле и в нашей стране вообще — относятся снисходительно и сюжеты о нем доверяют снимать стажерам. Наверное, к таким темам, как революция в Сирии или премия «Оскар», стажеров не подпускают, хотя они тоже требуют специфических знаний и опыта.
При всей любви тележурналистов к экспрессии и перегибам стоит отметить, что в одном они в некотором роде правы: интернет — это враждебная среда, местами переходящая в деструктивную. Не просто так одна из базовых заповедей интернета гласит: «Это интернет, детка. Здесь могут послать на**й». Так что, если вы не готовы и дальше подвергать себя испытаниям, закрывайте браузер и берите пульт — скоро новости на Первом.