Раньше считалось, что для того, чтобы стать настоящим Мужчиной с большой буквы «М», мальчику нужно построить дом, вырастить дерево и воспитать сына. Но время шло, и для того, чтобы считаться мужчиной, современным ребятам стало достаточно купить китайский айфон и выпросить у папы машину на вечер.
Всё больше парней считают себя настоящими мужиками, живя с родителями и едва зарабатывая на сигареты и оплату интернета.
Впрочем, не будем о грустном. Давайте лучше о странном. Например, о том, чего только не делали и не делают мальчики, дабы стать настоящими мужчинами.
О чём я? Да об обрядах инициации, без которых в былые времена мальчики просто не могли стать полноценными членами племени. Страшные, кровавые, смертельно опасные – эти церемонии знаменовали переход человека в иную жизнь – жизнь защитника и добытчика.
Обряды инициации могли быть как сложным многодневным, а то и многомесячным процессом обучения мальчика всему тому, что должен знать и уметь мужчина, так и кратковременной, но ужасно болезненной церемонией, пережить которую удавалось не всем.
Сегодня я не буду касаться обрядов инициации, которые должны проходить те, кто вступает во всякого рода закрытые сообщества, ибо это – тем для совсем иного разговора. Сегодня поговорим о том, что приходилось испытывать каждому мальчику, желающему стать мужчиной. Некоторые и испытаний шокируют, некоторые, смешат, но они – неотъемлемая часть развития человечества.
Когда юноша из австралийского племени камиларои становятся, по мнению старейшин, уже взрослыми, его, под слёзы и крики женщин, уводят из стойбища. Согласно ритуалу, женщины должны всячески препятствовать обряду, желая оставить мальчика ещё ребёнком, при этом помогать им должен и отец ребёнка. И только мальчик должен быть не просто непреклонен, но и безучастен ко всему происходящему – тело его окрашивают в красный цвет охрой и, положив на скрещенные копья, уносят от племени.
Именно так поступают и во время погребального обряда, а значит юноша умирает для мира детей, чтобы заново родиться взрослым. Парня начинают щипать и колоть, но он должен вести себя как мёртвый. Потом ему выбивают зуб, который показывают всем родственникам. После зуб закапывают, что символизирует похорон ребёнка. После юноша на год уходит из племени, в это время он учится взрослой жизни, и никто кроме отцов и учителей не имеет права их видеть.
Спустя год, юноша, обученный всем премудростям взрослой жизни, проходит церемонию огня, во время которой долго смотрят в огонь, распевая священную песню. После, помеченные кровью посвящённого, они возвращаются в племя. Так происходит их второе рождение.
Наверное, самое простое и короткое из всех посвящений происходит в племени занде, пастухов и земледельцев. Отец, без всяческих церемоний вручая сыну копье и мотыгу, клал ему руку на плечо и говорил:
— Сын мой! Отныне ты мужчина. Возделай свое поле и сумей защитить его. Проживи жизнь так, чтобы твои сыновья, глядя на тебя, захотели бы стать настоящими мужчинами…
На отдалённых островках Самоа церемонии инициации подростоков прекратились только недавно, и хорошо что прекратились, ибо мужчин там бы не осталось, похоже. Процесс этот занимал 4-5 дней. Для того, чтобы считаться мужчиной, мальчик лет 12-13 должен был принести труп акулы. Но и до этого нужно было пережить пренеприятнейшее испытание – мальчика садили в чан, наполненный подогретой свиной кровью, для того, чтобы его кожа пропиталась ею. После ребёнку приходилось выпить чашу с менструальной кровью одноплеменниц, этим показав своё превосходство над слабыми женщинами и сменить детскую кровь в своих жилах на взрослую. После мальчика обматывали свежевыпотрошенной рыбой, авали в руки мачете и отвозили на лодке далеко в море.
Теперь его задача – продержаться пять дней, за которые ему нужно было убить акулу, привлечённую запахом крови и рыбы. Возвращаться без акулы не стоило, такой мальчик навсегда становился изгоем, поэтому многие из тех, кому не удалось победить хищника, заканчивали жизнь самоубийством. Мальчик, возвратившийся домой с трупом акулы становился равноправным членом племени.
В южноафриканском племени кхоса мальчики считаются вещью, а не человеком, пока не пройдёт ритуал обрезания под названием абаквета. В назначенный день с первыми лучами солнца жрец приходит в дома мальчика, и, под крики и стенания женщин, начинает вызывать его, всячески оскорбляя. Операция проводится традиционным способом – острым лезвием мальчику отсекают крайнюю плоть, в процессе мальчик не имеет права ни заплакать, ни даже поморщиться, после чего бросает её на землю со словами «Ты мужчина».
Мальчик должен поднять её, повторить «Я мужчина» и закопать в муравейнике. Рану обмазывают грязью и закрывают листьями. Иногда мальчик должен сделать несколько глотков грязи и обмазать ею своё лицо. После этого ребёнок считается взрослым, правда, воспользоваться этой привилегией могут не все – многие очень быстро умирают от заражения крови.
Один из самых мучительных обрядов инициации приходилось переживать детям обеих полов, родившимся в племени мнонгов, что проживают на юге Вьетнама и востоке Камбоджи. Обычные зубы там считались «лошадиными», а значит и мальчики, и девочки считались взрослыми только после спиливания четырёх передних зубов. Гораздо хуже дело обстояло у родственной им народности эде – их детям спиливали весь верхний ряд. Только пережив эту болезненную и длительную процедуру, дети могли считаться выносливыми и сильными, а значит – взрослыми.
Следующий ритуал дал начало такому популярному сейчас развлечению, как джампинг. Среди аборигенов некоторых островов Тихого Океана и ряда племён Южной Африки бытовал обычай посвящений мальчика в мужчины путём прыжков с высоты. Например, у народа вануату, мальчик должен был, обязав ноги прочной лианой, должен был прыгнуть со скалы. Выжившие (которых было не так уж много, ведь длину лианы нужно было правильно рассчитать, а прочность её оставляет желать лучшего) признавались настоящими мужчинами и с этого момента имели те же самые права и обязанности, что и воины.
Жители деревни Энхуаба, расположенной на берегу реки Негро, что в Бразилии, проходят смертельно опасный обряд инициации, связанный со смертельно опасными огненными муравьями. Мальчикам надевают на руки перчатки, полные муравьёв. Это невероятно опасно, ведь даже один укус огненного муравья может стать причиной анафилактического шока и последующей смерти. Перчатки держат в течении десяти минут, и повторяют эту процедуру двадцать раз. Согласно поверью, съеденные несколько сотен муравьёв, могут служить противоядием. Кроме того, перед обрядом парни придерживаются строгой диеты, а муравьёв для обряда собирают сами.
Племя хамер знаменито кровавым обрядом избиения девушек, который и является обрядом инициации для юношей, а также любовными играми. С самого утра девушки пьют ритуальный напиток, схожий с пивом, и водят хороводы. Алкоголь, жара и постоянное движение помогает им войти в состояние транса.
Девушки всячески провоцируют парней до тех пор, пока не начнётся непосредственно обряд избиения. Парни избивают девушек прутами, иногда нанося просто ужасные увечья. Чем больше шрамов останется на девушке после обряда, тем более она красива и желанна для парней премии. Именно после этого ритуала парни становятся мужчинами, а значит могут жениться и ходить на охоту.
Все юноши африканского племени нуэр, для того чтобы принимать участие в жизни племени, должны пройти особый обряд инициации. Раньше его проходили в 17, но сейчас, в связи с военными действиями, возраст взросления уменьшился до 12 лет. Во время обряда на голове юноши делают круговые надрезы, которые со временем превращаются в грубые уродливые шрамы. После этой процедуры мальчик должен жить несколько месяцев один вдалеке от племени, а по возвращении его в племя отец вручает ему символы мужества – лук, гарпун и одного быка со своего стада.
Некоторые австралийские и тихоокеанские племена проводили ритуал инициации, символизирующий превращение из куколки в бабочку. Из юношей и девушек делали некое подобие «личинок»: им склеивали пальцы и губы, закрывали уши и глаза, выбрасывали на берег, где они лежали долго и слушали лишь рокот накатывающихся волн. И вот из воды выходил предок-«ящерица» и огромнейшим ножом отделял «зародышей» друг от друга, «прорезал» им глаза, уши, рот и т.п. Этим же ножом делал им обрезание, как бы «завершал» процесс рождения человека, разделяя «существа» на мужчин и женщин. Затем учил их добывать огонь, готовить пищу, давал копье, бумеранг, снабжал каждого чурингой (хранительницей души)…