У человека долгая и разнообразная история общения с вороньим братством: то они у нас символы смерти, то творцы земли; то мы считаем их беззлобными разинями, то подозреваем в них недюжинный ум. Между тем, вопрос вороньего интеллекта давно занимает учёные умы. И от результатов их экспериментов действительно становится не по себе…
1. Они помнят нас в лицо
В следующий раз, когда увидите стаю ворон, приглядитесь к ним повнимательней. Попытайтесь выбрать одну из них, рассмотреть её как следует и опознать эту конкретную ворону в следующий раз. Не удивлюсь, если ничего у вас не выйдет – для нас, людей, все эти большие чёрные птицы «на одно лицо». А вот вороны наверняка узнают в вас того странного типа, который уже не в первый раз таращится на них во все глаза. Это не наши домыслы. Это – факт, доказанный группой исследователей из Сиэтла. Они провели следующий эксперимент: поймали семь птиц, обитающих на территории колледжа, пометили их и отпустили. И всё это проделывали в жутких кожаных масках.
Маски понадобились не потому, что учёные насмотрелись фильмов ужасов и решили попугать ворон – они проверяли, могут ли птицы различать человеческие лица. Оказалось – могут! Ещё как!
Когда учёные прогуливались по территории колледжа в этих самых масках, вороны сначала устраивали страшный гвалт, а потом нападали на обидчиков со всего лёту… Так что вороны не только в состоянии запомнить вас в лицо; они злопамятны и умеют выражать недовольство весьма недвусмысленным образом. Мало того: прошло совсем немного времени, и на учёных (точнее, на их маски) ополчилась вся воронья стая.
Если вы думаете, что вороны просто договорились «бить всех этих, в масках», то ошибаетесь. Тест повторяли со многими людьми, и с разными масками. Каждый раз вороны безошибочно опознавали именно те маски, которые участвовали в «надругательстве» над птицами и не реагировали ни на какие другие. Видели фильм «На гребне волны»? Попробуйте с ходу вспомнить, маску какого президента носил Патрик Суэйзи? Не помните? Ничего удивительного. Но вороны бы её не забыли.
Какая честь познакомиться с Вами, мистер Президент.
Довольно скоро каждая ворона на территории колледжа знала, от каких масок следует ждать неприятностей, и всеми доступными птицам методами старалась отравить существование негодяев. Однако без масок учёные могли вздохнуть свободно. Поскольку даже умные вороны, они сквозь маски не видят. Пока…
Фото: И ни одного из учёных с тех пор не видели.
Природа подарила этим птицам способность различать человеческие лица, видимо, чтобы они могли моментально распространять «среди своих» информацию о появлении потенциальных врагов. В самом деле, не шарахаться же теперь от всех подряд? С другой стороны, если когда-нибудь против нас поднимется настоящий птичий бунт, вороны, может, вспомнят заодно и тех, кто бросал им те аппетитные хлебные крошки…
2. Они устраивают заговоры
Откуда вороны, которых никто никогда не ловил, знают, на кого надо нападать? Ответ очевиден: им сказали. Карканье не просто шум – это беседа. И беседа далеко не примитивная. Учёные пока не могут сказать однозначно, есть ли у ворон то, что мы называем языком. Но те же учёные признают, что у ворон есть что-то вроде региональных диалектов. А без языка какие могут быть диалекты?
Это, кажется, лондонский акцент?
Вороны не только могут распознать угрозу, находящуюся в поле зрения и «рассказать» об опасности своим сородичам. Некоторые вороны никогда не видевшие человека в маске, знали, те не менее, как он выглядит, и при случае могли соответствующим образом на него отреагировать. Даже дети и внуки тех ворон, что лично встречались со «страшными мучителями в масках», по всей вероятности, наслушавшись жутких полуночных историй, демонстрировали при виде масок всё ту же враждебность.
Так что они не только различают нас как отдельных особей, но и находят способы описать нас друг другу в мельчайших деталях, даже через поколение. То есть, если вы когда-нибудь, десятилетия назад, обидели ворону, её потомки и сейчас могут замышлять над вами кровавую расправу.
3. Они помнят всё
Как-то вороны облюбовали городок Чатем, что в Онтарио (провинция Канады), как место остановки во время перелёта. В результате местечко оказывалось оккупировано сотнями тысяч птиц. А поскольку район этот преимущественно сельскохозяйственный и у ворон есть привычка портить посевы, то конфликта было не избежать. Отчаявшийся мэр объявил против птиц настоящую войну. На борьбу с пернатым врагом поднялся весь город. Но, как мы уже знаем, новости в вороньей среде распространяются быстро. В первый же день после объявления войны была подстрелена ворона.
Одна.
И, вполне возможно, это была даже и не ворона…
Остальные взлетели и, после этого инцидента, облетали Чатем стороной. Больше в городке ни одна ворона не пострадала.
Одна убитая ворона из более полумиллиона.