2 августа (20 июля по старому стилю) – День Ильи Пророка, принадлежащего к самым популярным святым. В славянской традиции – Перунов день. У многих народностей Илия считается громовержцем, подобно древнему Богу грома и молнии Перуну. Такая ассоциация объясняется тем, что колесница пророка Илии, мчась по небу, издает громкий звук. А молния – это стрелы, ими Илья поражает злую силу.
К святому Илье-пророку всегда обращались, прося помощи и в лечении, и на охоте, и даже в любви. Считалось, что Илья-пророк всемогущ и может карать нечистую силу и поражать молнией дурных людей. По народной примете, этот день должен быть дождливым: хорошая погода предвещает пожары. В праздник Ильи-пророка нужно обязательно умыться родниковой водой для предохранения от болезней и порчи. Если же в этот день кто-нибудь выйдет работать в поле, Илья-пророк может поразить его молнией или спалить сено.
Днем Ильи-пророка заканчивалось настоящее лето: “На Илью до обеда – лето, после обеда – осень”. С этим днем связано множество примет.
По одной из них, в Ильин день открываются звериные норы и волки выходят на охоту. Поэтому люди опасались выгонять в поле домашний скот. Но многие связывают Ильин день прежде всего с тем, что в средней полосе заканчивается купальный сезон. По народной примете, после Ильина дня вода становится холоднее. Приближение осени чувствуется и в том, что дни укорачиваются, а ночь длится дольше уже на два часа.
В Ильин день обычно произносили заговор на семена: “Батюшка Илья, благослови семена”. Считалось, что тогда урожай на следующий год будет хорошим.
В народном представлении Илья – святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии.
Считалось, что в его силах послать на землю плодородие или вовсе лишить людей урожая.
Илью Пророка молили о ниспослании дождей (Илья мокрый), о прекращении дождей (Илья сухой). К нему обращались и с другими просьбами: об охране от ружейных ран, умножении урожая хлебов и лекарственных растений.
Он помогает кладоискателям, охотникам на пушных зверей.
Защищает и исцеляет от колдовства и сглаза, порчи и болезней, кровотечения, лихорадки. Спасает от нечистого духа, разбойников, молодоженов от порчи, скот от бед. По приданию Илья посылает тридцать ангелов с луками и стрелами. Летчики в наши дни считают его своим покровителем – оберегающим их в небе. Но Илья пророк может и справедливо наказать – продавцов, которые обвешивают.
На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей – отсюда пошел обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.
На Илью обыкновенно бывают «воробьиные ночи» – когда в течение целой ночи раздаются оглушительные раскаты грома, молния почти беспрерывно ярко озаряет все небо, испуганные птицы постоянно мечутся, вспархивают. В такую ночь беспокойно ведет себя скот, да и человек от страха страдает бессонницей.
По характеру грома и дождя в этот день можно сделать прогноз на ближайшее будущее:
· Гром гремит долго и не резко – к ненастью;
· Если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно;
· Дождь на Ильин день предвещает обильный урожай пшена.
В эту пору крестьянин с особым страхом смотрел на небо: урожай уже готов к жатве, и достаточно ливня, града, палящей молнии, чтобы лишиться всего хлеба. Чтобы отвести беду от своего огорода, умилостивить грозного пророка, в Ильин день не работали в поле: «На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой».
Но хотя на Ильин день не работали, к нему старались сделать многие сельскохозяйственные работы. Старались высушить сено и убрать его в стога.
Единственная работа, которая допускалась в этот день, это осмотр ульев и первое подрезвание сотов на пчельнике.
Множество других примет и поговорок сопровождали этот день на Руси.
С Ильина дня вода остывает, купаться нельзя. «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается». И в наши дни после второго августа многие с опаской заходят в воду, так как, по поверью, с этого дня в воде правят нечисти.
С Ильина дня мухи и комары перестают кусаться, так что можно смело, не боясь укусов, отправляться на природу, чтобы не упустить последних летних лучиков солнца. Еще одна примета гласит: после Ильи Пророка не ешь землянику – сонным будешь. А еще принято считать, что с этого времени лист на деревьях желтеет.
В день памяти пророка Илии всегда идет дождь. Этот дождь благодатный нужно умыться целебным дождем, чтобы избавиться от болезней и сглаза.
У евреев существует такой обычай: после пасхальной трапезы налить бокал дорогого вина для Ильи Пророка и, открыв дверь, произнести: «Излей гнев свой на язычников, которые не знают Тебя». Илья непременно посетит этот дом.
«К Ильину дню заборанивай пар. До Ильи хоть зубами надери! К Ильину дню кнутом прихлыстни, да заборони!»
Делали постели из новой соломы.
«Ильинская соломка – деревенская перинка»
В народном представлении Илья Пророк не только носитель небесного гнева, но и благодетель, дарующий изобилие плодов, прогоняющий нечистую силу.
«Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп – первый осенний праздник».
«На Илью до обеда лето, а после – осень».
«У мужика та и обнова на Ильин день, что новинкой сыт».
«Илья Пророк – косьбе срок».
«После Ильи комары перестают кусаться».
«С Ильина дня вода стынет».
«До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня – из закрома».
«С Ильина дня ночь длинна и вода холодна».
«До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит».
«Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет».
«До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина – пуд навозу».
«На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит».
«До Ильи мужик купается, а с Ильи – с рекой прощается».