1 декабря 1963 года на месторождении произошла авария с выбросом природного газа. Бур попал в пласт АВПД с пластовым давлением порядка 300 атмосфер и высоким содержанием сероводорода.
При дальнейшем бурении была сделана ошибка: не было использовано специальное буровое оборудование из стали, противостоящей агрессивной среде. Буровая колонна была выдавлена из скважины и мощный фонтан газа воспламенился. Под напором газа буровая вышка рухнула и частично расплавилась. В течение короткого времени разрушилась защитная арматура на устье скважины и факел увеличился.
Этот факел горел в течение трёх лет (1064 дня), фонтан газа достигал высоты 70 метров, объёмом сгораемого газа составлял до 12 миллионов м3 в сутки.
Из-за высокой температуры к факелу было невозможно подойти ближе, чем на 250—300 метров. Местность вокруг была покрыта копотью, в окрестностях скважины изменилось поведение животных. Для защиты от жары вокруг факела зимой с помощью бульдозеров был насыпан песчаный бруствер. Для тушения факела применялись различные методы, использовавшиеся в то время, в том числе и применение артиллерии, но огонь не был потушен.
Весной 1966 года для тушения фонтана был предложен метод подземного подрыва термоядерного заряда. Эту идею одобрили на уровне правительства и поручили выполнять КБ-11 (современный ВНИИЭФ), так как у них уже был опыт разработки промышленного заряда для проекта «Чаган». Общим руководством работ занимался специалист по нефтяным и газовым месторождениям К. И. Мангушев[3]. Его кандидатура была предложена в том числе по причине того, что он принимал активное участие в успешном эксперименте по подрыву термоядерного заряда.
via