«Ох, опять эти сумасшедшие русские, скупающие иголки по всему Парижу», — пробурчала продавщица, отдавая все иголки в магазине двум женщинам. Как ни странно, такое огромное их количество, а именно 240 000 штук, понадобилось не для того, чтобы сумасшедшие русские разнообразили рутину поиском соломинки в стогу иголок, а для создания так называемого игольчатого экрана – изобретения, принесшего славу Александру Алексееву — русскому эмигранту, прожившему большую часть жизни во Франции. Суть его была проста – по вертикальной плоскости из мягкого материала были равномерно распределены сотни тысяч иголок, которые благодаря боковому освещению отбрасывали тени, а то, насколько сильно были выдвинуты иголки, влияло на длину и интенсивность этих теней.
Наибольшую известность игольчатый экран приобрел благодаря использованию его в анимации, тут его даже называют «техникой анимации». А это первая короткометражка, сделанная на игольчатом экране — «Ночь на лысой горе» (1933 г.), которая и принесла славу Алексееву и его изобретению. Потом были другие анимационные ленты, как, например «Нос», уже показывавшийся здесь, и множество работ для кино и рекламы. Однако Алексеев применял свой экран и для создания иллюстраций, они украшают два книжных издания: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и «Игрок» Федора Достоевского.
Вот тут можно посмотреть фильм об игольчатом экране. Несмотря на то, что он на французском языке, общий смысл ясен, а главное видно, как человек работает с экраном и какие приемы использует для создания различных эффектов.
Сейчас, во времена компьютерной анимации, в этой сложной и дорогой технике работает только один человек — канадец Жак Друэн, но зато концепция игольчатого экрана получила неожиданное продолжение в довольно занимательной игрушке, которая пользуется большой популярностью, как у взрослых, так и у детей.
via McRizza