Вторая половина ХХ века была ознаменована противостоянием двух супердержав, конкурировавших на мировой арене. А пока Америка и Советский Союз препирались друг с другом, всему остальному миру не оставалось ничего другого, как разделиться и принять чью-либо сторону.
1. «Их бин айн берлинер»
Фраза «Их бин айн берлинер» стала кульминацией выступления Кеннеди в Западной Германии во время одного из самых нестабильных периодов холодной войны. Однако в историю она вошла отнюдь не как образец ораторского искусства.
Кеннеди закончил свою действительно блестящую и содержательную речь словами «Их бин айн Берлинер» и… спустился со сцены под гомерический хохот. А всё потому, что фраза, которая, по замыслу Кеннеди, должна была означать «Я – берлинец», на самом деле переводится как «Я – пончик с джемом!»
Берлинером называют вот такой сладкий пончик с начинкой:
Почему это полная чушь:
Несмотря на то, что BBC, The Guardian, MSNBC, CNN, журнал Time и газета New York Times в один голос утверждали обратное, «Их бин айн берлинер» собравшиеся поняли как «Я – берлинец»… и никак иначе!»
По утверждению профессора Рейнхольда Амана «Ни одному здравомыслящему носителю немецкого языка не пришло бы в голову хихикать во время речи Кеннеди».
Педанты, которым очень нравится этот анекдот, имеют в виду, что Кеннеди подвела грамматика, а именно использование неопределённого артикля «айн». «Я из Берлина» по-немецки правильно звучит как «Их бин берлинер» а добавление «айн» меняет смысл.
Кеннеди использовал кальку с английского «I am a New Yorker». Миф с пончиком – это всё равно как если бы публика где-нибудь на Манхеттене услышав в речи политика фразу «I am a New Yorker» восприняла её как «I am a New Yorker magazine» (Я – журнал New Yorker). Немного найдётся людей с таким живым воображением.
Ясно, что любой нормальный человек воспринял бы фразу «I am a New Yorker» как выражение солидарности. Точно так же немцы восприняли аналогичную фразу из уст Кеннеди.
К тому же, как известно, у жителей Берлина не принято называть пончики «берлинерами», поскольку это превратило бы в сплошное недоразумение каждый день их жизни.
Так откуда взялась эта легенда? В 1983 году вышел в свет один шпионский роман, в котором вымышленный персонаж заявляет, что слышал, как Кеннеди назвался пончиком с джемом. А New York Times опубликовала рецензию на этот роман и привела этот эпизод как забавный.
И до сих пор, если в компании шибко образованных американцев бросить фразу «Их бин айн берлинер», обязательно услышишь в ответ что-нибудь про сходство с пончиком и начинкой из повидла.
2. Ликование по поводу космической гонки и высадки на Луну
В 1961 году Кеннеди поставил перед Америкой сложную задачу – отправить человека на Луну ещё до того, как закончатся 60-е. Отношения между самыми мощными военными державами к тому времени зашли в тупик, а космическая гонка была наиболее безобидным способом помериться силами. По крайней мере, для этого не надо было никого убивать.
Американцы невероятно воодушевились, откликнулись на призыв своего президента, и лучшие силы страны были брошены на десятилетний марафон, завершившийся запуском в небо самых достойных.
А высадка на Луну… это было такое событие… такое… как если бы команды всех городов и городков Америки вдруг выиграли Суперкубок и Чемпионат по бейсболу в одно и то же время!
Почему это полная чушь:
Джордж Буш младший как-то тоже пообещал, что к 2020 году отправит очередную экспедицию на Луну и на Марс. Нация отнеслась к этому, мягко говоря, без особого энтузиазма: «У нас вообще-то и на Земле проблем выше крыши». Не встретив понимания среди широких масс, администрация Буша вскоре забросила эту идею.
А вот что на самом деле представляла собой пресловутая «космическая гонка»:
Несмотря на безоблачную картину, которую американские СМИ рисуют задним числом, полёт на Луну оказался идеей на удивление непопулярной как в обществе, так и прессе 60-х годов.
За три года до легендарной высадки на Луну Newsweek объявил, что «Космическая программа США находится в кризисе» и выглядит на фоне войны во Вьетнаме и бедности населения не более чем «прихотью». Да и результаты опросов общественного мнения, проведённые в 1960-х, говорят о том, что американцы считали «космическую гонку» напрасной тратой денег. Им совсем не хотелось затягивать пояса.
Большинство американцев высказывалось против того, чтобы американское правительство транжирило деньги на путешествие к Луне и в 1961-ом, и в 1965-ом, и в 1967-ом, то есть за два года до Высадки. Всё как при Буше, только тогда правительство проигнорировало «глас народа».
Казалось бы, после того, как Нейл Армстронг плавной, почти танцевальной походкой прогулялся по поверхности Луны, скептики должны были почувствовать себя полными идиотами. Но даже после этого только жалкие 53 процента американцев посчитали, что игра стоила свеч.
3. Гонка вооружений была настоящей гонкой
Для Америки всё началось со знаменитого заявления Дж. Кеннеди о том, что по данным разведки США отстают от СССР по числу ядерных ракет. С этого момента правительства США и России стали вести строгий учёт ракет друг друга. Как только одна сторона обзаводилась новым оружием, другая лезла из кожи вон, чтобы сравнять счёт.
Гонка вооружений велась вопреки логике, потому что вскоре у обеих сторон было достаточно оружия, чтобы сравнять друг друга с землёй раз сто. А всё потому, что ни одна из сторон не готова была признать, что она не самая могучая.
Некоторые считают такую гонку неизбежным побочным эффектом нормальных международных отношений.
Почему это полная чушь:
Всё действительно началось с «отставания по ракетам». Советский Союз достиг значительного военного преимущества, а Соединённые Штаты ответили огромными тратами на ядерные вооружения и бомбардировщики, чтобы «сократить разрыв».
Вопрос только в том, насколько серьёзным был этот разрыв.
Каждая цифра слева – количество бомб, достаточное, чтобы смести с лица Земли всё живое.
Несложно заметить, что первой эту безумную бесконтрольную военную машину на максимальную мощность запустила Америка.
Согласно данным ЦРУ, с 1955 по 1961-й год разведка ВВС США преувеличивала данные о реактивных снарядах и авиации, которыми обладал СССР – приписывая лишний ноль к реальной цифре.
Что вылилось в производство многих тысяч тяжёлых бомбардировщиков, ядерных ракет, бомбардировщиков с ядерными двигателями и даже летающих тарелок (имеется в виду летательный аппарат вертикального взлёта и посадки VZ-9-AV Avrocar: прим. mixednews.ru) – чтобы держать под контролем и воображаемые угрозы тоже.
Разумеется, Россия ответила своими компенсирующими мерами.
То есть гонка вооружений была спровоцирована была таким образом:
Военно-промышленный комплекс 1) разработал безумно дорогие виды оружия, 2) заявил, что эти виды оружия есть у России и 3) получил разрешение от правительства США на их производство.
Всё это произошло при Эйзенхауэре. К концу своего президентского срока он осознал ошибку и в своём выступлении перед Конгрессом назвал пресловутое «отставание» мнимым.
А вот выдержка из разговора 1962 года, состоявшегося между президентом Кеннеди, министром обороны Робертом Макнамара и председателем Объединённого комитета начальников штабов генералом Максвелом Тейлором:
Макнамара: Я думаю, что этот миф нанёс стране большой ущерб. И создан он был некоторыми личностями в Пентагоне, которые хоть и патриотически настроены, но руководствуются в основном эмоциями. Эти люди до сих пор там сидят. Я бы не поощрял их на создание ещё одного мифа.
Кеннеди: Вы имеете в виду, такого как «отставание по ракетам»?
Макнамара: По ракетам, верно.
Кеннеди: Это «отставание по ракетам» – тот, кто запустил этот миф , дезинформированные патриоты [смех] … Вы были одним из них… это потому, что мы посчитали…
Тейлор: Что же, мы искренне заблуждались…
Да. Так Кеннеди узнал, что основанием для гонки вооружений послужил миф.
4. Кеннеди был миролюбивым президентом времён холодной войны
Негатив, связанный с именем Джона Кеннеди, по большей части, касается его любовных похождений. Как президента, его обычно почитают чуть ли не идеологическим противоядием от всяких маниакальных сторонников войны.
Он разрядил Карибский кризис, направил национальные ресурсы на освоение космоса и создал Корпус мира…
Его последователи уверяли, что если бы Кеннеди не убили, Америка никогда не ввязалась бы в полномасштабную войну во Вьетнаме. В фильме Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» говорится, что Линдон Джонсон подписал документ NSAM 273 буквально через несколько дней после убийства Кеннеди, «и в этом документе [драматическая пауза] была война».
Министр обороны Роберт Макнамара тоже заявил, что Кеннеди не стал бы обострять ситуацию во Вьетнаме, как это сделал Джонсон.
Почему это полная чушь:
Кеннеди и его администрация обожали плести интриги против президентов других государств. Кеннеди, к примеру, запустил так называемый Кубинский проект (или Карибский кризис; прим. mixednews.ru) частью которого были неоднократные попытки ЦРУ убить Кастро.
Что касается Вьетнама: второго сентября 1963-го года Кеннеди заявил в интервью американскому телеведущему Уолтеру Кронкайту буквально следующее:
«Тот, кто считает, что мы должны вывести наши войска из Вьетнама – глубоко заблуждается. Если бы мы это сделали, Вьетнам перешёл бы под контроль коммунистов, и очень быстро… вся юго-восточная Азия оказалась бы под контролем коммунистов и… тогда следующей мишенью были бы Индия и Бирма».
Всё следующее десятилетие это высказывание политики активно использовали для оправдания войны. Кеннеди не просто был за войну во Вьетнаме – его администрация, в сущности, разработала тактику этой войны.
И не только разработала, но и использовала. Кеннеди, например, санкционировал свержение и возможное убийство президента Нго Динь Зьема.
Нет, никаким особенным злодеем Кеннеди не был. Как любой другой президент он должен был принимать сложные решения. Но широко распространённая легенда о нём как о славном парне, который не разжигал никаких войн, просто не соответствует действительности.
5. Всё дело было в противостоянии коммунизма и капитализма
Суть холодной войны объяснить просто: коммунизм vs. капитализм. СССР, Китай и их коммунистические союзники против капиталистического Запада. Все остальные вне игры.
Эта идея так глубоко укоренилась в СМИ, что родился термин «страны третьего мира» – к ним причислялись государства, не относящиеся ни к одному из двух основных лагерей.
Именно так советские и американские лидеры тогда смотрели на мир…
Почему это полная чушь:
Как в случае с «отставанием по ракетам», Америке надо было представить противника крупной, сильной и сплочённой силой для того, чтобы оправдать безумные траты на производство оружия. На самом деле, в лагере «стран второго мира» всё было далеко не так просто.
Например, близкое соседство Китая и Советского Союза ещё не означало, что их отношения безоблачны. Почти весь период холодной войны СССР и Китай были, по сути, в состоянии ещё одной холодной войны – друг с другом.
Поначалу Сталин и Мао, казалось, нашли общий язык, однако к концу 1950-х отношения ухудшились – дело дошло даже до вооружённых столкновений на границе. В книжки по истории для американских детей эта история не попала.
А союзники Америки были заинтересованы в том, чтобы удержать США и СССР от безумия и применения друг против друга водородных бомб. Отчасти по этой причине компания по ядерному разоружению началась в Великобритании, а не в Соединённых Штатах.
Английский философ Бертран Рассел высказал соображение, что если на горизонте замаячит Третья мировая война, европейцам следует немедленно встать на сторону коммунизма.
Так что, по существу, сущность холодной войны сводится к удовлетворению интересов кучки военных и промышленников, которые напали на одну из самых сказочных золотых жил за всю историю, в то время, как остальная часть мира сорок лет пребывала в ужасе от последствий этого бизнес-проекта.