12 апреля – День космонавтики, а значит, самое время подумать о проектах развития, связанных с космосом.
Владислав Наганов
На первый взгляд, они могут показаться фантастичными – но ведь ещё 1000 лет назад почти всё из того, что дал нам научно-технический прогресс, и кажется нам таким обыденным сегодня, могло бы тогда показаться фантастикой.
Ситуация с космическими проектами сегодня обстоит так, как и с другими проектами развития – имеется немало вполне реалистичных и масштабных планов, однако, не исполняемых по каким-то совершенно необъяснимым с логической точки зрения причинам. Вместо них реализуются (зачастую, только на бумаге) какие-то бесполезные, но (что самое главное) во много раз более затратные проекты, позволяющие как следует «распилить» выделяемые на них гигантские средства.
Это происходит в то время, как Россия стремительно теряет космическое лидерство не только в реальности (это случилось ещё 20 лет назад), но и в глазах самих её граждан. По данным опроса, проведенного в преддверии Дня космонавтики «Левада-центром», чуть более трети (36%) опрошенных считают Россию «космическим лидером», тогда как год назад таких было более половины (51%). Второе место в космической гонке россияне отдают США — 29% респондентов признали лидерство за ними, причем доля таковых увеличилось за год на 3% (против 26% в 2011 г.).
Этого и следовало ожидать. Госпропаганда постепенно утрачивает влияние на настроения масс – уж слишком сильно она расходится с реальностью. А наши граждане вовсе не настолько тупы, как опрометчиво считают наши кураторы внутренней политики. Придёт время – и они убедятся в этом.
И именно разумным гражданам я хочу сообщить: мы ещё можем не только вернуть стране утерянные позиции в космосе – и не на словах, а на деле — но и вырваться вперёд. У нас для этого есть абсолютно все возможности, все ресурсы. Пока ещё есть.
Нет только одного – эффективного руководства страны, которое бы приняло решение ими воспользоваться – а не разворовать.
Но, думается мне, это дело поправимое.
Перейдём к делу. Или “помечтаем” — кому как угодно.
СВЕРХТЯЖЁЛАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ДАЛЬНЕГО КОСМОСА
В последние десятилетия стало очевидно, что человечество находится на пороге тяжелейшего энергетического кризиса. Запасы углеводородного сырья приближаются к концу и, видимо, будут исчерпаны за несколько следующих десятилетий.
Альтернативные источники — энергия ветра, фотоэлектрические батареи и т. п. — не смогут заменить углеводородное сырье в энергетическом балансе Земли. Есть ещё уголь — считается, что его хватит лет на 200-300 при современных объёмах добычи. Доля угля в современном энергетическом балансе около 20 %. Если она возрастет до 70 % в попытке заменить им углеводородное сырье, то ресурс угля также окажется не таким уж долговременным. К тому же это — крайне экологически вредный источник энергии. Остается атомная энергетика – но сегодня она занимает 7 % в энергетическом балансе, и делать ставку исключительно на неё было бы большой ошибкой. Запасы урана ведь тоже не безграничны.
Идеальным решением было бы освоение экологически чистого и эффективного во многих других отношениях термоядерного синтеза, основанного на реакции с гелием-3.
Наверное, не каждый слышал, что такое гелий-3. Энергетическая эффективность его грандиозна: 1тонна гелия-3 заменяет 20 млн. т нефти, т. е. обеспечивает в течение года мощность в 10ГВт. Чтобы обеспечить потребность всего человечества, понадобится 200 тонн гелия-3 в год, а потребности России — 20-30 тонн в год.
На Земле его добывают всего несколько десятков граммов за год.
А вот на Луне этого вещества находится до 10 млн. тонн!
Это означает, что использование лунного гелия-3 является новой уникальной перспективой, гигантской по своим масштабам и возможному влиянию на судьбу человечества.
Именно поэтому в числе задач космической деятельности на первые десятилетия XXI века наиболее важной представляется разработка технических средств и реализация пилотируемых экспедиций на Луну с последующим созданием долговременных аванпостов.
Реализация экспедиций такого уровня потребует качественно более высокого, но вполне достижимого технического уровня, явится мобилизующим и стимулирующим фактором развития всех компонентов космической техники, включая средства выведения, двигательные и энергетические установки, системы жизнеобеспечения, связи и навигации в дальнем космосе, средства радиационной и тепловой защиты. Главный стимул осуществления таких экспедиций, которые, конечно, должны быть международными, — даже не решение конкретных научных задач, качественно расширяющих познание об окружающем мире, а развитие высоких технологий, демонстрация возможностей земной цивилизации и консолидация усилий человечества в направлении мирного освоения и использования космического пространства.
Близость к Земле и уникальные особенности Луны обеспечивают возможность создания долговременных обитаемых баз на ее поверхности. Ведь лететь до Луны — всего 3 дня!
Основой реализации таких перспективных крупномасштабных космических программ должна стать сверхтяжёлая ракета-носитель, доставляющая полезные грузы с Земли на околоземную орбиту.
Может ли наша страна остаться в стороне от решения столь крупномасштабных космических проектов? Ведь наверняка же «патриоты» начнут орать, что у нас есть намного более важные и актуальные дела, чем космос, и ими сейчас как раз якобы и занят Великий Национальный Лидер. Пусть лучше уж космосом занимаются американцы…
Таким «патриотам» просто наплевать на стимулирующее влияние космических проектов на общее развитие науки и промышленности. Россия даже сейчас владеет перспективными космическими технологиями, особенно в области пилотируемых полетов и создания современных ракет-носителей. А очевидно, что для осуществления лунных пилотируемых экспедиций нужно именно новое поколение ракет-носителей.
И мы его можем создать – при условии, конечно, что гигантские средства перестанут разворовываться и разбазариваться правящей верхушкой.
Для снижения стоимости транспортного обеспечения лунной программы и сроков ее реализации нужен носитель сверхтяжелого класса с грузоподъемностью на низкую опорную орбиту не менее 150 тонн. Для полномасштабного промышленного освоения Луны потребуется 3-4 пуска такой ракеты-носителя в год.
У нас в стране ЦСКБ «Прогресс» последние несколько лет уже проектировало семейство ракет-носителей «Русь-М» из четырех новых ракет-носителей грузоподъемностью до 60 тонн. Они должны были стать реальными конкурентами для французских тяжелых ракет «Ариан-5», рассчитанных на вывод на орбиту полезной нагрузки в 21 тонну, и разрабатываемых в США РН «Арес-1» (до 25 тонн). Реализация проекта обеспечила бы для России лидирующее положение в мировом ракетном двигателестроении по созданию мощных экологически безопасных кислородно-керосиновых жидкостно-реактивных двигателей с высокими удельными характеристиками.
Однако 7 октября 2011 г. глава Роскосмоса Поповкин сообщил о принятии Путиным решения остановить находящуюся на стадии проектирования разработку «Русь-М»: «Мы посчитали, что новая ракета нам не нужна, мы пока можем летать и на старых. … Ни о каком запуске этой ракеты с “Восточного” в 2015 г., естественно, не может быть и речи», — сказал Поповкин. Правда, он не уточнил, что речи не может быть и о запуске какой-либо ракеты с «Восточного» в 2015 г. вообще, поскольку планы строительства самого космодрома провалены – ведь Путин посчитал этот проект намного менее достойным финансирования, чем дурацкие Олимпийские игры в Сочи и саммит АТЭС во Владивостоке.
А между тем, в США разрабатывают систему SLS сверхтяжелого класса с планируемым вводом в эксплуатацию к 2017 г. Система будет способна выводить 70 тонн груза на опорную орбиту. Конструкция ракеты-носителя предусматривает возможность увеличения этого параметра до 130 тонн. Конечно, русский конкурент ей был не нужен – и у нас нашёлся неистовый патриот, активно борющийся с Америкой, которому как раз срочно надо было переизбраться, для чего — заручиться поддержкой Америки, с которой он якобы борется. В сочетании с «транзитным центром» НАТО в Ульяновске, сделка выглядит весьма неплохой.
Но она плоха для России. Нас не устраивает открытая торговля национальными интересами во внутриполитических целях под наглым прикрытием «патриотической истерии».
У нас теперь остаётся вариант либо реанимировать «Русь-М» — либо, что предпочтительнее, — обратиться к советским наработкам по сверхтяжелой ракете-носителю «Вулкан», способной выводить на низкие орбиты аж 200 тонн полезного груза. «Вулкан» базировался на уже летавшей ракете-носителе «Энергия», у которой вместо четырех боковых блоков первой ступени (в каждом – по двигателю РД-170) планировалось установить 8 удлинённых аналогичных блоков. Все основные модули и блоки для «Вулкана» уже были разработаны и производились серийно.
Ракета-носитель “Вулкан” решала бы практически все проблемы пилотируемой транспортной операции полета даже не на Луну – а на Марс. Да, раньше и Марс был ближе к нам, чем сегодня…
Либо мы сделаем это – либо утратим нашу космическую отрасль. Ситуация в ней сегодня катастрофическая. Средний возраст разработчиков ракетной техники в России уже приближается к 50 годам. Без привлечения молодежи ожидать успешной реализации космических проектов после 2025 г. нереально. Для привлечения талантливой молодежи в ракетно-космическую отрасль и раскрытия их потенциальных возможностей необходим качественный прорыв. А он может быть связан исключительно с реализацией крупномасштабных международных космических программ, их популяризацией с широким освещением целей и результатов проводимых работ. К решению ключевых проблем создания космической техники будущего должны быть привлечены не только отраслевые КБ и НИИ, но также академические и вузовские кафедры и лаборатории при широком привлечении студентов.
Сейчас вопрос с тяжёлым ракетоносителем открыт — но главное, что никто из нынешнего руководства страны и Роскосмоса абсолютно не знает, зачем он нужен, этот тяжёлый ракетоноситель. Нет соответствующей программы, нет даже формальной определённости — “Луна или Марс?”
Этот вопрос — отсутствия стратегических программ – ключевой.
Я считаю, что ответ должен быть однозначен – сначала Луна. Нужно в первую очередь сконцентрироваться на лунной программе и добыче гелия-3 – и только после этого мы сможем обратить свой взор на Марс. Это время всё равно придёт, уже в этом веке. И тогда, оглядываясь назад – хотя бы в текущий, 2012-й год – мы поразимся, как же мы могли столько лет терпеть весь этот стабильно беспросветный ужас, и обрадуемся, что нам удалось буквально чудом вырваться в счастливое и безоблачное будущее, для чего, конечно, в первую очередь, потребовалось сменить нынешнюю власть.
МАРСИАНСКИЙ ПРОЕКТ
Это, конечно, проект для будущего — отчего выглядит фантастично. Однако это не значит, что к нему нельзя относиться серьёзно — он имеет колоссальное практическое и научное значение. В частности, он обеспечивает практическое повторение и изучение процессов происхождения атмосферы Земли и жизни на Земле, что даст уникальные технологии для создания систем жизнеобеспечения, развития медицины и биологии, продления человеческой жизни и др. и, главное, позволит делать управляемыми экологические и жизненные процессы на нашей планете. Также проект задаст научно-технологические и промышленные основания для подъёма всех сфер жизни и деятельности на Земле. Лунная, а затем и марсианская программы позволят нам актуализировать все разработки советского периода, выйти на новые решения и обеспечить мировое лидерство России в космосе.
Суть программы заключается в глубокой трансформации всех условий существования жизни на Марсе, в частности, изменения атмосферы. Этот процесс называется терраформированием.
На данный момент Марс представляет собой, возможно, безжизненную планету. Днём вблизи экватора температура поднимается до 0 градусов по Цельсию, но всё равно, без защитного снаряжения человек не сможет выжить на поверхности Марса и нескольких минут. В то же время, полученный объём информации о Марсе позволяет говорить, что природные условия на нём были некогда благоприятны для поддержания и зарождения жизни. Марс располагает значительным количеством водного льда и несёт на своей поверхности следы благоприятного климата в прошлом: высохшие речные долины, залежи глины и т.п. Многие современные учёные сходятся в едином мнении о том, что планету можно нагреть, и создать на ней относительно плотную атмосферу.
Наиболее эффективным методом был бы выброс искусственных парниковых газов в атмосферу. Специально синтезированные газы в десятки тысяч раз более сильные «нагреватели климата», чем углекислый газ. Всего 50 лет работы нескольких заводов по выбросу парниковых газов на солнечной или ядерной энергии, круглосуточно поставляющих в атмосферу сотни тысяч тонн тетрафторметана — и средняя температура в экваториальных районах Марса поднимется до 10 градусов по Цельсию. Нагрев планеты приведёт к освобождению из почвы дополнительных газов, что даст повышение температуры ещё на 10 градусов в течение 20 лет. Тут уже вовсю начнут таять льды, погода станет чуть ближе к земной. Появится больше облаков, атмосферное давление повысится до 1/5 от земного, что даст возможность перемещаться по планете без скафандра, хотя и в кислородной маске. В этот момент можно будет приступить к разведению садов и сельскохозяйственных культур под стеклянными куполами-теплицами, сообщающимися с атмосферой).
С повышением средней температуры на экваторе до 30 градусов, на Марсе появились бы открытые водоёмы, и можно было бы начать высадку растений на всей планете. Первыми к насыщению атмосферы кислородом приступили бы какие-нибудь лишайники, а ещё — фотосинтезирующие бактерии.
Растения поглощали бы углекислый газ, концентрация же кислорода, соответственно, возрастала бы. И через 1000 лет Марс стал бы пригоден для жизни, люди смогли бы снять кислородные маски и свободно дышать на открытых пространствах.
Это – общая схема, и не исключено, что научно-технический прогресс позволит намного ускорить этот процесс.
Конечно, можно подумать: а уместно ли сейчас обсуждать подобное, в то время как остро стоит вопрос о самом выживании страны? Какой уж тут, к чёрту, Марс?
А давайте обратимся к историческим примерам. Вспомните чудовищную ситуацию гражданской войны — всеобщий развал и т.п. Было ведь намного хуже, чем даже сейчас. Но даже тогда принимались решения с прицелом на будущее.
В июле 1918 г. было принято решение о запуске первого в России завода по производству радия, и уже в декабре 1921 г. был получен первый советский радий.
В январе 1918 г. инженер Г.О. Графтио по поручению В.И. Ленина приступил к разработке сметы на строительство Волховской гидроэлектростанции. При царе этот инженер не мог «пробить» проект: мешали иностранные владельцы угольных ТЭС, грабившие население высокими тарифами и завозившие уголь из Англии. Построенная к 1926 г. Волховская ГЭС позволила отказаться от импорта почти 20 млн. пудов угля и снизить тарифы для города в несколько раз.
Март 1918 года. Страна — в хаосе и развале. Начинается гражданская война. Именно тогда в Подмосковье создаётся лётно-научная база во главе с профессором Жуковским. Если кто не в курсе – его именем назван соответствующий подмосковный город.
Июнь 1918-го. В Москве проходит второй Всероссийский авиационный съезд. Хотя магазины пусты, хлеб дают по карточкам, а Украина оккупирована немцами. На съезде Жуковский предлагает создать авиатехникум и высший авиаинститут.
Август 1918 г. Ленин поручил создать Высшее геодезическое управление и государственное предприятие «Аэрофотосъемка».
Декабрь 1918 г. Ленин поддерживает решение Совнаркома о создании ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института. Во главе ЦАГИ становится коллегия во главе с Жуковским и Туполевым.
В 1918-м же году в голодной стране было положено начало собственной радиоэлектронной промышленности. В Твери создается первая радиолаборатория, изготавливаются первые 1500 отечественных радиоламп и сто приемников. В декабре 1918 г. создается Нижегородская радиолаборатория. 17 марта 1920 г. в Москве строится радиотелефонная станция с радиусом действия в 2000 верст.
1919 г. (разгар голода и гражданской войны). При Петроградском политехе создан физико-механический факультет во главе с П.И. Капицей. В 1920 г. в Путейском институте (Петроград) был создан первый в России факультет воздушных сообщений. А ведь тогда ещё белогвардейцы хозяйничали в Крыму.
20 ноября 1920 г. Начата мобилизация инженеров, техников и высококвалифицированных рабочих, в последние десять лет работавших на авиазаводах или на воздушном флоте. Цель: восстановление разрушенного авиастроения. Создается будущая Академия им. Жуковского.
Март 1921 г. Учреждён первенец советской океанографической экспедиционной науки — Плавучий морской научный институт. Речь шла об освоении Мирового океана и исследованиях Северного морского пути.
И каждый раз тогда скептики могли бы задаться вопросом: «Товарищи, а уместны ли подобные инициативы? Актуальны ли они? Оставьте это потомкам!»
Так и сейчас: если у вас возникают резонные вопросы об актуальности для России проекта сверхтяжёлой ракеты-носителя, лунной и марсианской программ – вспомните, прежде чем задать эти вопросы, все перечисленные выше примеры. Не исключено, эти вопросы отпадут.
Если мы реально думаем о будущем своей страны, мы должны мыслить стратегически. И более крупными категориями, чем мелкие обыватели у телевизора или Солнцеподобный, не видящий дальше своего носа.
Ведь если не мы задумаемся о будущем России – то кто?