История порнографии

Вспомнить историю порнографии — задача не из простых. Эта тема настолько щепетильная и тонкая, что слишком просто пересечь грань и в лишний раз «похвастать» дурным вкусом. Получилось восемь главных этапов, в каждом из которых оказалось немало интересных подробностей. Основной вектор — постепенное расширение аудитории порно, от привилегированных сословий Азии до огромной аудитории сети интернет.

Раскрепощенность Индии и Азии. Период: I в. до н.э. — V в. н.э. Аудитория: знать, состоятельные сословия


Хокусай, «Осьминог и ныряльщица», 1814, гравюра по дереву


Хокусай, «Цветок адониса», 1815. гравюра по дереву

В монархическом Китае простой народ считали непросвещенным. Эротоманские радости, созданные руками типографов, доставались лишь привилегированным сословиям и образованной элите. Объясняется это и так: любые изображения и книги выполнялись из дорогих материалов и стоили немало — заказчики платили мастерам буквально за каждую букву. К тому же у не воспитанного должным образом люда содержание подобных изданий, как считалось, могло вызвать шок. И кстати, эротика стала цензурироваться только тогда, когда стала доступна массам.В Китае самой продуктивной по части эротического материала считается эпоха династии Хан (206 год до н. э. — 24 год н.э.). Тогда помимо прочего было создано восемь руководств по сексу. И, так как Китай развивался по пути, отличном от европейского, этим руководствам и содержащимся в них порнографическим гравюрам (которым отводилась важная роль и даже посвящались стихи) ничего не грозило вплоть до позднего Средневековья.


Эротическое искусство Индии, одна из иллюстраций Камасутры

В отличие от китайских книг, являющихся именно секс-пособиями, знаменитая Камасутра, написанная мудрецом Ватсьяяной Малланаги, — всего лишь трактат на тему быта. Самый расхожий раздел Камасутры — с сочными картинками и советами на тему телесной любви — это лишь одна из семи частей. Причем в сравнении с другими главами раздел о позах описывает их довольно бегло. Интересно, что в тексте никак не намекается на обязательство вести половые отношения непременно в браке. Поиску второй половины, как ни странно, посвящен следующий за позами третий раздел священной книги. Пятый же раздел посвящен руководству по соблазнению чужих жен.Первый английский перевод Камасутры начал готовиться в 1875 году, но из опасений издателей угодить за решетку публикация была перенесена на десять лет. И тем не менее в выходных данных значилось, что книга имеет мало отношения к Англии и издана в Индии. Такой способ дельцы придумали в защиту от штрафов и санкций. В Советском Союзе ходили по рукам самиздат-версии Камасутры, за которыми с вдохновением и азартом охотился КГБ, и лишь к 1990 году вышла легальная публикация.

Неврозы инквизиции. Период: XII-XVI в. Аудитория: работники, клиенты борделей, типографий, состоятельные сословия

Инквизиция интересует исследователей порно по нескольким причинам. Во-первых, именно в позднем Средневековье создан прецедент, который повлиял на современную юриспруденцию. Тогда одного предположения, что дама — ведьма, было достаточно, чтобы спровадить ее на костер. Так, в наши дни принципы ведения борьбы с порнографией мало отличаются от средневековых. Все остается субъективным.


Набросок Леонардо да Винчи, «Соитие»

Второй пункт — средневековая церковь развила массовый невроз. Пропаганда умерщвления плоти, отказа от блуда, преследование рукоблудия, как ни странно привели к закономерному, но неочевидному развитию событий. Единственными служительницами искусства Эроса остались профессиональные проститутки. Проститутки по тем временам были полулюдьми, и контакт с ними даже не считался прелюбодеянием. Результат — невиданный рост проституции. Вплоть до испанского декрета 1623 года отмечается повсеместное распространение борделей, никак не пресекавшееся властью и прекратившееся уже в эпоху Возрождения.

Эротика Ренессанса. Период: XIV-XVI вв. Аудитория: художники, ваятели и их почитатели мужского пола


Себастьяно дель Пбомбо, «Мученичество святой Агаты»


Анджело Бронзино, «Портрет Андреа Дориа в виде Нептуна», 1540-1550 / Аньоло Бронзино, «Аллегория с Венерой и Амуром»


Тициан Вичеллио де Кадоре, «Три возраста мужчины»

Наш современник, искусствовед Эдвард Люси Смит утверждает, что мы не распознаем элементов табу в классическом искусстве, уважая его высокий статус: «Чем больше имеешь дело с историей искусств, тем больше понимаешь, как много в древнем искусстве непристойности, на которую мы закрываем глаза, помещая объект в музей и говоря что он прекрасен. С XVI века, когда обнаженная женская натура прибрела особое значение, в искусстве доминировали мужчины, смотрящие на женщин, и все принимают это положение вещей, и никто не разглядывал картинки, чтобы определить их сексуальное содержание. Наше общество странным образом единодушно игнорирует эротику, даже порнографию в так называемых произведениях искусства, тогда как из-за современной продукции, не всегда столь же откровенной, мы поднимаем ужасный шум».

Просвещение. Период: XVIII в. Аудитория: случайные слушатели на площади Пале-Рояль в Париже, клиенты букинистов и подпольных граверов

Современным людям кажется, что они открыли секс или что до XX века он был другой, но они ошибаются. XVIII столетие стало веком общественных и религиозных переворотов во Франции и пережило своего рода бум эротических произведений. Однако политизированное общество эпохи Просвещения перекроило эротику на свой лад и в своих целях. Авторами выступали философы времени, причем их порнографические произведения предназначалась по большей части для площадного чтения вслух. Стиль произведений стал скорее журналистским: только факты, происшествия, комментарии к политическим событиям — но под каким соусом. К слову, вольнодумнические типографии находились в Латинском квартале Парижа, студенческом районе, где, как считается, в те времена рождалась мысль.


Гравюра Агостино Карраччи, «Миссалина в каморке Лициски», XVI в. / гравюра Агостино Карраччи,»Юпитер и Юнона», XVI в.


Гравюра Агостино Карраччи, «Культ Преапа», XVI в. / гравюра Агостино Карраччи,»Ахилл и Брисея», XVI в.

Очевидной целью порнографических памфлетов была жена короля Людовика XVI Мария Антуанетта. Ее обвиняли в связи с братом короля и с горничными, ее изображали нимфоманкой и предательницей идеалов любви. Публикой все это воспринималось как унижение короля и отказ исполнять свои прямые королевские обязанности — обеспечить корону наследником. Это мощно подорвало имидж Марии Антуанетты. Результат известен — когда памфлеты зашли слишком далеко, а революция набрала полный ход, королева была казнена на площади Согласия, ей отсекли голову. Итог — при новой власти порнография была запрещена как инструмент, имеющий политическую силу. Именно на этой почве появилась знаменитая провокация авторства Маркиза де Сада. А фантазии де Сада, как известно, играют важную роль в современной культуре порнографии.

Раскопки Помпей и викторианская мораль. Период: 1837-1901 гг. Аудитория: мужчины зрелого возраста

Порнография оказалась отрезана от общего культурного процесса, когда на все явления, как культурные, так и природные, повесили ярлыки. Порнография — изобретение викторианской науки. В большинстве других культур концепция порнографии попросту отсутствует. Мы же унаследовали ценности именно Британской империи. Древнегреческий термин «порнография» появился в английском словаре медицины в 1857 году и нейтрально обозначал медицинские статьи на тему проблем проституции. Негативную окраску слово приобрело всего пять лет спустя и в таком виде было закреплено в словаре Уэбстера. Так выглядела попытка установить культурные рамки.


1. Питер Фенди, «Перекрестный поцелуй», начало XIX века 2. Помпейский портрет Сапфо, воспевавшей Эрос 3. Римская эротическая фреска


Эротическая сцена, Помпеи


Одна из наиболее знаменитых фресок Помпей


Обложка книги «Eros in Pompeii», издание 1997 года

В истории того времени важную роль сыграло открытие Помпей (именно открытие — раскопки очертили новую планету культуры). Благородный древний мир пестрил непристойностями. Для римлян домашние изображения откровенных сцен были в порядке вещей. Фрески с совокупляющимися людьми занимали все дома, каждую комнату, каждую стену в комнате. Если бы вы были древним помпейцем, но в вашем доме — например, в столовой — нельзя было увидеть таких сочных картинок, вы бы считались обладателем дурного вкуса и человеком, не разделяющим общественных ценностей. У римлян так вообще фаллос был символом удачи. Кстати, ни в одной из книг, считающихся символом современной религиозной культуры (в Библии, например), нет указания на то, что это неприемлемо.

Открытие Помпей поставило под угрозу знания о древнем мире. Археологам пришлось избавляться от доказательств. Уничтожить находки было нельзя, поэтому все, что посчитали непристойным, выделили в особую категорию искусства и спрятали в музее — Национальном археологическом музее Неаполя, в помещении, известном как Тайный кабинет, и в «Секретуме» Британского национального музея. Так и появилась порнография.

VI — изобретение кинокамеры и переход на свет. Период: 1890-1940 гг. Аудитория: граждане зрелого возраста обоих полов

Для порнографии изобретение кино сделало возможным увидеть тела в движении, контакт в разных ракурсах, крупным планом, в непривычных доселе подробностях. Порнокино возникло в самом начале XX века. Считается, что этот бизнес процветал уже в 1904 году.

В основном порно снимали в Германии, Франции и Латинской Америке. В США порнофильмы создавали абсолютные профессионалы дела. У сотрудников студий был доступ к оборудованию, а снимать на солнечных пленэрах можно было круглый год. Поэтому в Голливуде качество блю-муви (англоязычное название «порно») было выше, чем в Нью-Йорке, где у студий было куда меньше ресурсов. Кстати, в фильмах не было никакой музыки.


Реклама абсента / Грязная шутка сороковых годов


Фотографии из известного альбома «Animal locomotion», 1887 год

Писательница Линда Уильямс отмечает: «Порнофильмы существовали только в подполье и не являлись частью официальной культуры. Следовательно, они и не эволюционировали — к ним не придирались критики, говоря, что сюжет надо доработать. И что самое важное, их не смотрели женщины». Пока порно смотрели мужчины небольшими группами, на такого рода кино закрывали глаза. Но как только запрещенные фильмы стали пробираться на большой экран, активизировались и цензоры. В ответ киноиндустрия изобрела свои десять заповедей — Кодекс Хейса — правила кинематографа, определяющие, что приемлемо показывать публике, а что нет. Присутствие полиции в кинотеатрах стало привычным делом. Парадокс порнографии в том, что попытки определить ее рамки и пресечь привели к обратному эффекту — ее распространению.

Зато сороковые годы стали эпохой самодельной порнографии. Небольшой киноаппарат было не сложно купить, имея на это деньги. Некоторые пары успешно снимали в домашнем видео самих себя и показывали это импровизированное порно только своим друзьям. Дорогостоящими секретными лабораториями по копированию домашнего порно занималась уже мафия.

Кинопленка сделала порно еще более осязаемым. Из-за популярности кинематографа все, что попадало в объектив, со временем стали жестко контролировать. Свободные шестидесятые принесли богатство производителям порно, славу — режиссерам и актерам. Однако до больших киноэкранов скандальное кино добралось только в следующем десятилетии.

Легальные порнокинотеатры в США. Период: 1970-е — конец 1980-х гг. Аудитория: смешанная

Кинематограф в Америке шестидесятых проиграл былые общественные завоевания: мейнстримовое кино семидесятых пестрело насилием и непристойностями. А экспериментальное — вспомним упражнения Энди Уорхола — открыто заигрывало с порнографией. В 1969 году Дания легализовала все виды порнографии. Там же появилась восьмимиллиметровая пленка для любительской съемки.


Звезда «Глубокой глотки» на обложке Esquire / Главная героиня фильма «Глубокая глотка»

Полнометражный фильм «Глубокая глотка» неожиданно для всех принес порнографии признание. Этот фильм режиссера Джеральда Дамиано побил рекорд по кассовым сборам и сделал порно таким, каким мы его знаем сейчас. В кинотеатре San Francisco он шел около четырех недель, за это время собрал в районе 10 тысяч долларов и потом исчез с экранов. В New World Cinema на Манхэттене фильм показывали целый год. Год спустя фильм вернулся в кинотеатр San Francisco и на этот раз за неделю собрал 60 тысяч долларов. Неплохую рекламу фильму дали знаменитости. О нем публично упомянул и Джек Николсон. О ленте заговорили по телевидению и написали в New York Times. Домохозяйки — и те, закупившись в универмаге Bloomingdale’s, ловили такси до кинотеатра, чтобы приобщиться к ажиотажу вокруг «Глубокой глотки» и посмотреть фильм. Главное, что все попытки цензуры оградить публику от злокозненного кино и его звезды Линды Лавлейс потерпели крах.
Если бы те годы не были эпохой хиппи, у порнорежиссеров, возможно, ничего бы не вышло. Так, впервые на киноэкране показали оральный секс, популяризированный порношиком «Глубокая глотка». Еще одно завоевание этого фильма — появление порнографических сцен в мейнстримовом кино, к примеру, в «Последнем танго в Париже».

В семидесятые вошел в оборот очередной носитель порно. Позаимствовав светлую идею откровенного журнала у Хью Хефнера, запустившего свой Playboy в пятидесятых, редакторы новой формации стали открывать издания на любой вкус и цвет. Принципиально новую аудиторию они не привлекли, но внесли известный вклад в эволюцию стиля в порнофотографии.
Бюджеты американского порно тем временем росли, а производство порно вылилось в отдельный Голливуд. В 1970 году в Америке было 900 кинотеатров для взрослых. Однако к 1977 году их осталось 200. С этого момента весь упор в порно перешел на видеопродукцию.

Интернет. Период: с конца 1990-х по наше время. Аудитория: пользователи сети интернет


Картина Стивена Кейни «Животная привлекательность», 2010


Обложка номера журнала «Наш», целиком посвященного теме порно

В последнем разделе много не расскажешь, все и так в курсе происходящего. К концу XX века порнография достигла неподконтрольных объемов и, преодолевая социальные и законодательные барьеры, в виде цифрового сигнала достигла каждого дома. Мало того, цифровая технология сделала наглядным и прибыльным любое извращение, которое можно представить. Появился свежий жанр порно — секстейп, хоум-мейд видеознаменитостей, якобы случайно попавшее в руки злодеев-распространителей.
Секстейпы стали желтыми СМИ от порно, ведь такого рода ролики интересуют даже давно пресытившихся персонажей и привлекают в порномир совершенно постороннюю аудиторию, а именно фанатов простодушных селебрити-эксгибиционистов. Существуют сайты, посвященные секстейпам, как правило, неоправданно дорогие. Поэтому для жаждущих, но бедных снимают ролики с дублерами.
И — последняя находка порнопрома — 3D-фильмы. В 2010 году Марк Дорсель, «европейский Хью Хефнер», снял полнометражный фильм «Кама-Сутра», но не оказался пионером. Буквально за пару месяцев до релиза фанатов порноновинок уже обрадовали «Octopussy 3D: A XXX Parody» и «Whorrie Potter and the Sorcerer’s Balls».

Оставить комментарий