Община суфийских дервишей на юге Ирака представляет собой мирное и хорошо образованное мусульманское меньшинство, которое живет в нищете и в надежде, что Аллах научит их смирению. Их, как и другие исламские секты, не признают их исламские братья (особенно террористические группировки, вроде Аль-Каиды), всячески избегают, иногда даже преследуют и убивают. Из-за нашествия радикально настроенных мусульман многие дервиши были вынуждены покинуть свою родину.
Те немногие, кто всё же продолжают исповедовать эту радикальную ветвь ислама, включающую специальную церемонию – зикр (религиозный обряд многократного «прославления Аллаха»), при которой люди втыкают себе в голову или живот ножи или копья.
Обряд пришёл из суфизма, мистического течения в исламе, и демонстрирует духовное превосходство практикующих его, он также является средством вербовки новых членов, доказывающим существование Бога через божественное исцеление. Не так давно, во время моего пребывания в городке Басра, представляющем собой средоточие всей иракской нефти, мне посчастливилось получить приглашение на одну из таких церемоний.
Обряд состоялся в takia (храме дервишей) в Аль-Зубейре, одном из самых неблагополучных и захудалых районов Басры с грунтовыми дорогами и низкими обветшалыми домами. Когда я пришёл, мне оказали тёплый приём, и угостили скромным, но вкусным обедом из чечевичного супа, здешних лепешек и апельсинов. Потом пять мальчиков начали бить в литавры и петь: «Нет Бога, кроме Аллаха», а мужчины сели в круг и ритмично покачивали головами с закрытыми глазами. Скоро я узнал, что это был их способ приготовления к серьёзной перфорации тела.
Там было около 30 мужчин разных возрастов, шесть из которых собирались проколоть себя. Самому молодому было не больше 16 лет, но он был настолько спокоен, что было ясно, что он уже не в первых раз бросается под нож. Халифа, лидер церемонии, развернул коричневый чехол, в котором было множество различных размеров копий и ножей, а Али, молодой инженер-нефтяник, схватил молоток и ударил себя им по голове, перед тем, как засунуть себе в лоб нож. Он подошёл ко мне и попросил его сфотографировать. (Мне разрешили фотографировать, хотя они не позволяют никому снимать, так как прошлый гость загрузил видео на YouTube с описанием что-то вроде: «Как фанатики из Аль-Каиды готовятся к джихаду»). Потом он попросил меня вытащить нож из своего черепа. Из вежливости я попытался это сделать, но мне показалось, что он застрял. Халиф пришёл на помощь и с лёгкостью вытащил лезвие из его головы. Вскоре после этого человек по имени Акил, который только что сунул себе в голову два ножа, сказал: «Всё чудо в процессе заживления. У меня ещё не очень серьёзные травмы, вот вы увидите, как другие будут разрезать жизненно важные органы, совершенно при этом не вредя своему здоровью».
Несколько минут спустя, человек по имени Хасан получил удар копьём в низ живота. С гримасой боли на лице Хасан сказал мне: «Сегодня было немного больно, потому что наконечник копья попал по тазовой кости и вышел через спину». Я спросил, не кажется ли ему, что копьё прошло сквозь почки? «Возможно», – ответил он. И добавил, что такое случается. «Однажды после подобной перфорации, другу стало плохо, и его доставили в больницу. После операции врач сказал ему, что никогда не видел ничего подобного, у него было больше 15 дыр в почках».
Церемония длилась три часа, и только где-то полчаса были отведены на резню. Процессия даже слегка притормозилась, когда все встали на колени и начали молиться. Только у Акила тряпка, обмотанная вокруг головы, вся пропиталась кровью. Никаких врачей, даже намека на медицинский персонал не было, но никто не казался встревоженным. Когда церемония закончилась, все пожали мне руку, поблагодарили, и (разумеется, это было неизбежно) пригласили меня вступить в их религию и уверовать. Осторожно, чтобы не показаться грубым, я уверил их в том, что очень благодарен за такое щедрое предложение, и что непременно об этом задумаюсь.
Ещё дервиши сказали мне, что в прошлом году японская журналистка приняла их приглашение. Я улыбнулся при мысли, что бедной девушке просто не позволила отказаться от такого предложения привычная культурная вежливость. Хотя кто знает, может, она сейчас практикует вовсю подобные церемонии с поножовщиной в какой-нибудь тёмной квартире в Токио. Вскоре я почувствовал себя виноватым из-за того, что эти люди калечили себя прямо на моих глазах. Хасан, который только что всадил себе в бок копьё, заверил меня, что у меня не должно быть никаких причин для беспокойства, и предложил встретиться на следующий день, чтобы я увидел своими глазами божественное исцеление.
На следующий день ко мне подъехал на своём горном велосипеде совершенно здоровый и бодрый Хасан. Он остановился рядом со мной, расстегнул рубашку и гордо показал крохотный шрамик на своём боку.
via