Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») — некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX — начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.
1. Ота Бенга, пигмей из долины Конго, которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.
2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.
3. Танец пигмеев.
4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.
5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).
6. Фотографии из “эскимосской деревни” на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре – Нэнси Колумбия в младенчестве.
7. “Негритянские деревни” на французских выставках.
8. “Негритянские деревни” на французских выставках.
9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.
10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.
11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.
12. Старый фиджийский каннибал.
13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.
15. Ирокезы.
16. Цейлонцы.
17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).
18. Туарег.
19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену – Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.
20. Плакат с выставки.
21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год
23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.
24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».